Борьба за реализацию всеобщего обучения

Страница 2

Предметом особой заботы являлось питание. Изыскивались различные способы для обеспечения учащихся пищей. При школах открывали столовые, буфеты, кормили детей в классах. Как правило, горячий завтрак в большинстве городских школ состоял из 50 граммов хлеба или булочки с чаем без сахара. В сельских - пустые капустные щи или жиденькая картофельная похлебка, а также картофельная каша, зачастую без хлеба. Хорошим источником продуктов питания для учащихся стали подсобные хозяйство с пришкольными участками и специально отведенными землями. Коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко. Одной из причин, усугубляющих решение проблемы всеобуча, стала нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т.к. была лишь пара ботинок или валенок на 2-3 ученика. Партийные и советские органы старались исправить положение и обязывали товаропроизводителей выпускать больше детской одежды и обуви, а торгующим организациям осуществлять целенаправленную продажу. Военные комиссариаты и отделы социального обеспечения взяли под особый контроль помощь детям фронтовиков. В школы стали поступать детские пальто, ботинки, валенки, различные швейные и трикотажные изделия.

Важное место в развитии учебного процесса имел содержательный контроль за работой школ и учителей со стороны органов народного образования во всех его звеньях. На его совершенствование был направлен приказ Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учета знаний учащихся» от 16 октября 1943 г. Приказ предписывал обеспечить на местах регулярное посещение школ и уроков инспекторами отделов народного образования и руководством школ; рекомендовал при этим обращать особое внимание на качество работы учителя и проверку знаний учащихся, переводя выборочный опрос, проверять подготовку учителя к уроку и т.д. При этом инспектора освобождались от проверки организационно-хозяйственной работы в школах. Для улучшения контроля за обучением и воспитанием в школах увеличивалось количество инспекторов школ в районных, городских, областных, краевых отделах народного образования, наркомпросах союзных и автономных республик. Инспектора назначались и увольнялись наркомами союзных республик.

Годы войны породили проблему детской безнадзорности. Она была обусловлена призывом отцов на фронт и длительной работой матерей и других членов семей на производстве. Специальным постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью, назначение инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приемников и детских домов, организацию трудоустройства детей. Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями. Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими навыками, необходимыми для массовых профессий, получали общественно-политическое воспитание.

Значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли школьные интернаты. Они не только спасли много тысяч детей, но и способствовали их воспитанию в исключительно благоприятных условиях. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь.

С 1943 г. для работающих в промышленности подростков и юношей, которые, следовательно, не имели возможности посещать обычную школу, был создан новый тип общеобразовательной школы — школа рабочей молодежи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Модель специалиста, как основа создания учебного плана
Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания. Сод ...

Роль преподавателя в адаптации школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как "психологи ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru