Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу

Страница 3

Проанализировав программу Н.Ф. Виноградовой, мы хотели бы сравнить её с другими программами.

Что касается самостоятельной работы по программам учебников, то разные авторы предлагают свои подходы и методы к этому виду учебной деятельности младших школьников.

Например, Дмитриева Н.Я. и Казаков А.Н. « Мы и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова) предлагает учителям использовать рассказы дополнительного содержания для самостоятельной подготовки учащимися небольших реферативных сообщений и включает в урок рассказы детей для обогащения содержания раскрываемой темы. Эти тексты используются также для формирования умений учащихся работать с литературными источниками, служат развитию речи, умению составить план рассказа, делать краткие записи, а также толково, ясно, сжато передать содержание текстовой информации для слушателей, выделить вопросы для обсуждения. Эти формы работы развивают коммуникативные навыки, умение вести содержательный диалог.

В учебнике Поглазовой О.Т. «Окружающий мир» («Гармония») текстовой материал учебника и система заданий служат задаче активизации познавательной деятельности школьников, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся в процессе освоения содержания, как в классе, так и в условиях домашней работы.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100 .») нацеливает учителя побуждать школьников принести на урок книги, иллюстрации, подготовить самостоятельные сообщения - по желанию. В конце урока можно предложить ответить на вопрос: что школьники (именно данного класса) хотели бы узнать об окружающем мире? Возможно, не все ученики смогут сформулировать, что их интересует в познании окружающего мира, но определенное стимулирующее значение для расширения их кругозора, развития любознательности будут иметь диалоги в классе, рассказы других детей, как интересно и важно изучать окружающий мир.

Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России») в своем учебнике предусматривает самостоятельные творческие работы: например, учащимся предлагается записать свои наблюдения, впечатления о жизни леса, водоема в виде небольших рассказов и сделать к ним рисунки. Реализуется задача развития творческих способностей детей.

Учащиеся учатся кратко, точно формулировать ответы, систематизировать усваиваемые знания, привлекать личный опыт, материал по экологии края.

Проверка включает уровень применения усваиваемых знаний. Учащиеся выполняют задания на группировку, на систематизацию растений по природным сообществам - леса, луга, болота, поля, искусственного природного сообщества (с использованием гербария, красочных рисунков) .

В инструкциях по проведению самостоятельных работ в разработанном Клепининой. З.И. учебнике «Природа и люди» обозначены задачи и этапы микроисследований, что дает ученику план действий. Школьники учатся самостоятельно формулировать выводы из наблюдений и экспериментов. Обобщающие тексты-резюме служат самопроверке сделанных заключений. В учебнике достаточно четко изложена технология проведения практических работ с соблюдением максимальной самостоятельности учащихся, нацеленных на развитие исследовательских навыков и умений. Предложенная методика ограничивает также излишнюю опеку со стороны учителя, регулирует на оптимальном уровне меру дозированной помощи с соблюдением принципа высокого уровня трудности. Школьники постепенно наращивают навыки самостоятельного выполнения практических действий, умение работать руками, у них формируется готовность интерпретировать полученные в эксперименте результаты без готовой подсказки .

Анализ программ показал, что все авторы учебников «Окружающий мир» включают задания типа самостоятельных работ - подготовка реферативных сообщений с использованием материала учебника и дополнительной литературы, творческие сочинения, где преломляются вновь полученные научные знания и их интерпретация школьником. Методические рекомендации по организации уроков и работе с учебниками «Окружающий мир» могут быть творчески использованы учителями в опыте при изучении данного учебного предмета.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» («Начальная школа XXI») в сравнении с другими авторами учебников наиболее лучше рассчитана на развитие самостоятельности и уровня повышения знаний учащихся при помощи самостоятельных работ. Учебник Н.Ф. Виноградовой для 3 и 4 классов дает возможность систематического проведения самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира» в малокомплектной школе. Построение материала данного учебника позволяет учителю более конкретно разрабатывать задания для самостоятельной работы, а также учитывать степень самостоятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Виды школьной дезадаптации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума — это, прежде ...

Виды воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, ну ...

Методика исследования словообразования глаголов
Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru