В содержании учебника авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова для третьего класса четырехлетней начальной школы включают четыре раздела: «Человек и его здоровье», «Природа вокруг нас», «Труд в жизни человека», «Человек среди людей».
В основном разделе «Природа вокруг нас» учащимся предлагается изучить 7 тем:
Общие представления о явлениях природы, телах, веществах и их свойствах.
Вода.
Воздух.
Горные породы.
Почва.
Растения
Животные
Каждая из тем разделов раскрывается рядом подтем, которые более подробно раскрывают суть каждой темы. Например, если рассматривать раздел: «Природа вокруг нас», в нем выделяется тема: «Вода». В данной теме выделяется ряд подтем, которые постепенно будут рассматриваться учащимися. Это такие подтемы, как: Значение воды для жизни. Свойства воды; Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое; Вода-растворитель; Вода в природе; Водоемы; Использование и охрана водоемов от загрязнения. Каждая из этих подтем содержит заголовки, которые помогают поэтапно изучить материал учебника по подтемам. Аналогичным способом построена каждая тема раздела в учебнике Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой для 3 класса.
С точки зрения содержания учебника для четвертого класса четырехлетней начальной школы можно сказать, что авторы в содержание учебника включают два раздела: «Человек - живое существо (организм)» и «Человек и общество, в котором он живет».
В разделе «Человек - живое существо (организм)» учащимся предлагается изучить 8 тем: Как устроен и работает организм человека; Как человек воспринимает окружающий мир; Мир чувств; Обрати внимание на внимание; Помни о памяти; Чем человек отличается от животных; От рождения до старости; Береги здоровье.
В разделе «Человек и общество, в котором он живет» учащиеся изучают 10 тем: Человек - путешественник; Как человек открывал новые земли; Человек и культура; О первых школах и книгах; Русское искусство до XVIII века; Искусство России XVIII века; Искусство России XIX века; Искусство России XX века; Человек защитник своего отечества; Гражданин и государство.
Каждая из тем разделов раскрывается рядом подтем, которые более подробно раскрывают суть каждой темы. Например, если рассматривать раздел: «Человек - живое существо (организм)», в нем выделяется тема: «Как устроен и работает организм человека». В данной теме выделяется ряд подтем, которые постепенно будут рассматриваться учащимися. Это такие подтемы, как: Организм человека; Нервная система; Пищеварительная система; Дыхательная система; Кровеносная система; Кожа. Каждая из этих подтем содержит заголовки, которые помогают поэтапно изучить материал учебника по подтемам. Аналогичным способом построена каждая тема раздела в учебнике Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой для 4 класса.
Практически в каждой подтеме авторы предлагают задания для самостоятельного обдумывания. Например, в теме «Как человек воспринимает окружающий мир» изучается подтема «Обоняние», в которой автор предлагает следующие вопросы для самостоятельного изучения материала: «Рассмотри рисунок», «Прочитай текст», «Расскажи, как мы чувствуем запахи». Рассматривая раздел «Русское искусство до XVIII века», в нем авторы выделяют подтему «Владимир Мономах и его «Поучение», в которой дают задание: «Объясни, как ты понимаешь выражение « утопать в роскоши», но перед выполнением данного задания учащимся необходимо прочитать рубрику «Жил на свете человек .».
Анализ показал, что авторы учебника «Окружающий мир» для 3 и 4 классов предлагают детям задания для самостоятельной работы по каждой теме раздела. Однако в отдельный этап урока самостоятельную работу они не включают, но проведение данной работы в малокомплектной школе необходимо на каждом этапе урока.
Сама Н.Ф. Виноградова в своем методическом пособии «Окружающий мир» для 3 и 4 классов предлагает задания для самостоятельной работы включить в рабочие тетради №1 и №2. Каждое задание соответствует подтеме учебника. Данные задания она предлагает проводить на этапах урока: повторения ранее изученного и закрепления нового материала, а также предлагать учащимся в качестве домашнего задания.
Анализ учебника и методического пособия Н.Ф. Виноградовой показал, что использование самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира» в 3 и 4 классах необходимо в связи с особенностями методики преподавания в малокомплектной школе. Возможно, даже систематическое проведение самостоятельных работ на каждом из предложенных автором уроков. Мы считаем, что задания для самостоятельной работы необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей учащихся и разных уровней сложности. А для того, чтобы привести знания учащихся в систему учителю нужно постоянно проводить самостоятельные работы по каждой подтеме. Учащимся необходимо предлагать индивидуальные карточки на этапе «Повторение ранее изученного», а также по каждой изученной теме проводить самостоятельную работу на закрепление всей темы в целом. После изучения раздела детям можно предложить обобщающую самостоятельную работу по всем темам раздела на большую часть урока. Такой вариант проведения самостоятельных работ на каждом уроке окружающего мира возможен с учетом особенностей построения учебника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в з и 4 классах
Еще о педагогике:
Особенности мультимедийных методов обучения в процессе изучения школьного курса
биологии
В практике сложились различные методы обучения биологии. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения. Названные признаки являются главными в опре ...
Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...
Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном
учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...