Сложные случаи анализа ошибок

Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно.

Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным параметрам с несколькими другими. В предложенных схемах 1-7 Приложения 1 акустико-артикуляционное сходство фонем, приводящее к смешению букв в письме, обозначено горизонтальной стрелкой, а кинетическое сходство букв – вертикальной.

О колебаниях в выборе буквы при письме свидетельствуют многочисленные исправления самих детей, выполняемые не всегда должным образом.

Следует приучать детей зачеркивать неправильное написание и надписывать сверху нужную букву, иначе при перечитывании ребенку по-прежнему не ясно, что следовало писать: он видит одновременно обе буквы, которые ассоциируются с одним звуком.

В определенных позиционных условиях (при близком расположении смешиваемых звуков в составе слова) смешения могут провоцировать пропуски, вставки, персеверации букв и слогов: подежал (подбежал).

Интересны случаи персевераций, спровоцированных смешением букв: на горгрку (на горку), шершесть (шерсть).

Среди многообразия специфических ошибок выделяются и опосредованные смешения букв, когда приходится мысленно восстанавливать пропущенное звено в цепочке смешений: поймали птизу (птицу).

Нередко приходится встречать комбинированные ошибки: тато (часто).

Еще о педагогике:

Исследование психо-речевого и эмоционального развития детей раннего возраста в условиях депривации
Целью проведенной экспериментальной работы было изучение речевого и эмоционального развития депривированных детей раннего возраста. Задачи исследования. 1. Оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста. 2. Обследование состояния слухового внимания и слухового восприятия деп ...

Стандарт: инновационность и преемственность
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных ...

Формирование личности школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru