Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Статьи о педагогике » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста » Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь.

Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых.

Для того чтобы методические рекомендации использовались взрослыми в качестве практического руководства в работе над устаревшим словом, необходимо рассмотреть основы методики словарной работы с детьми 5-7 лет.

Работа по усвоению старшими дошкольниками устаревшей лексики должна проводиться на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, считает Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, А.М. Борович и другие.

Принципы словарной работы определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К ним относятся:

Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) [Яшина 2000:107].

Возраст старшего дошкольника определяет особенности работы над «устаревшими словами». Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова («самостреляльный пистолет»).

К 7 годам большинство слов в словаре ребенка составляют существительные – около 42% и глаголы – 43%. Прилагательные и наречия, соответственно занимают – 7% и 6%, служебные слова – около 2%.

В старшей группе необходимо, отмечает В.И.Яшина, расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь, учить употреблять слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, быстрый – медленный, со сходным значением (толкуют – говорят, свалилась – упала и др.), использовать слова, обозначающие материал (дерево, олово, золото, железо и др.), учить осмысливать образные выражения (утро вечера мудренее), объяснять смыл поговорок.

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.

В старшем возрасте наглядные методы продолжают занимать ведущее место: экскурсии, рассматривание картин и другие наглядные методы. В старшем возрасте одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада: в музей старинных предметов. В сравнении со средней группой их содержание усложняется, дается больше новых слов.

Дети составляют описание, рассказы по картинам, проводятся беседы. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картины.

Еще о педагогике:

Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе
Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развити ...

Изобразительные средства педагогического рисунка
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании. В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на к ...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосф ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru