Одной из тенденций современного образовательного процесса является следующая: образование рассматривается как один из видов услуг. И здесь мы оказываемся перед необходимостью отвечать требованиям конкурентоспособности и вариативности предоставляемых образовательных услуг. В частности, это стратегическое направление современного образования проявляется не только в изменении его содержания, но и в появлении новых форм организации учебного процесса в высшей школе.
Одним из примеров вариативности образовательных услуг может служить курс второго иностранного языка, который предлагают студентам на втором образовательном уровне в ЮФУ (Таганрогском государственном радиотехническом университете). Многоуровневая структура курса «Иностранный язык» была разработана профессором И. А. Цатуровой и успешно реализуется в Таганрогском государственном радиотехническом университете.
Определенный опыт успешного функционировнаия программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и обучения иностранному языку в рамках этой программы накоплен на отделении «Регионоведение» в Южном Федеральном университете (РГУ).
Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в вузе, является одновременно целью и средством обучения. Трудность состоит в точности определения перехода от того, что сегодня является целью, а завтра станет средством достижения, другой, более сложной цели.
Существенным для понимания специфики предмета «иностранный язык» является то, что его усвоение не дает обучаемому непосредственных знаний о реальной действительности. Язык выступает в большей степени средством формирования и формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности и свойства которой являются предметом других дисциплин.
В связи с этим считаем уместным отметить, что наше исследование носит комплексный, междисциплинарный характер. Его методологической основой служит концепция компетентности в образовании и коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и идеи моделирования профессиональной деятельности в ситуациях речевого общения.
Целью исследования становится разработка и методологическое обоснование компетентностной модели обучения студентов / специалистов иностранному языку, определение методологических основ и условий интенсификации самостоятельной учебной деятельности студентов, а также разработка технологий поэтапного развития иноязычной профессионально-коммуникативной и переводческой компетентностей на основе кредитно-модульной системы.
Инновационные технологии обучения, выступающие как совокупность способа деятельности, форма организации и средств ее осуществления способствует построению целостной системы формирования иноязычной компетенции в вузовском пространстве.
Сама система дополнительного образования в вузе призвана создавать условия для самоактуализации специалистов, совершенствовать приемы самообразования. Обучение специалиста иностранному языку в рамках программы дополнительного образования относится к услугам второго образовательного уровня. Первый уровень включает обязательный для всех студентов курс английского языка (он входит в число обязательных учебных предметов на каждом факультете ЮФУ). Поэтому ко второму этапу студенты/специалисты приступают уже с имеющимся в их личном запасе багажом иноязычной коммуникативной компетенции.
Следовательно, для выявления динамики количественных и качественных изменений в сфере иноязычной компетентности студентов необходимо определить начальный уровень коммуникативной компетенции. Констатирующая проверка мотивации и уровня коммуникативности студентов по английскому языку проводилась на отделении «Регионоведение» на пяти курсах. В эксперименте участвовали преподаватели английского языка, работающие на отделении, и 246 студентов. Для проведения этого этапа работы мы использовали различные методы, а именно, наблюдение, анкетирование, сопоставительный анализ полученных результатов, методы экспертных оценок и ранжирования. Для выявления мотивов изучения иностранного языка , которые, как известно, влияет на оотношение к деятельности, мы проводили анкетирование. В анкету для студентов был включен вопрос, считают ли они необходимым для их профессии знание иностранного языка. 52% студентов ответили, что собираются использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности, 28% студентов не видели в нем практической необходимости, 20% студентов с трудом представляли, как будут использовать иностранный язык в своей профессии.
Нами было также установлено, что в начале обучения (1, 2 курсы) доминируют мотивы, характеризующие отношение к иностранному языку как объекту знаний, носящих скорее общеразвивающий, чем профессиональный характер. Но уже на 3 курсе в иерархии мотивов преобладает познавательный интерес к знаниям по специальности.
Еще о педагогике:
Что представляет собой образование
Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому ...
Модель творческого педагога на современном этапе
В этой работе, моделируя личность творческого педагога, я положу в основу теорию коллективного творческого воспитания, о которой мы так много слышали, много читали и так мало используем на практике. Какими же личными качествами должен обладать творческий педагог? Где много детей, там должен быть де ...
Характеристика здоровьесберегающих технологий
При внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организ ...