Анализ программы на развитие творческих способностей.
Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.
Цель курса – формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и предметно-пластическое творчество учеников.
В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественная окружающая среда».
Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение следующих практических работ:
Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие, настенные, настольные по своему воображению.
Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек различных фигурок животных, изображение растений.
Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ. Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими существами.
Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной книги Украины.
Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в технике папье-маше.
Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий способом оригами.
Раздел «Я сам и другие люди».
Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.
Изображение костюма из собственного представления, создание макета элементов по собственным рисункам.
Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами, бисером, нашивками и др.﴿
Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.
Конструирование новогодней открытки способом оригами.
Раздел «Человек и знаки информации».
Изготовление собственной визитки, бейджика и др.
Коллективная творческая работа: разработка рекламных плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.
Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш класс».
Раздел «Человек и техника».
Изготовление в технике оригами различных транспортных средств (самолет, лодка и др.﴿.
Моделирование по собственному воображению с деталей пластмассовых или деревянных наборов.
Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по своей выдумке.
Раздел «Человек и художественная окружающая среда».
Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их украшение.
Коллективная творческая работа: конструирование изделий для возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.
Таким образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя используют их в своей работе.
С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.
Результаты теста следующие:
- у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;
- 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
- у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.
Следовательно, у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Еще о педагогике:
Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...
Анализ школьных учебников алгебры и начал анализа
Проведём анализ некоторых школьных учебников алгебры и начал анализа с точки зрения использования различных подходов введении понятия интеграла, рассматриваемых в них приложений интеграла в физике. В учебниках, как правило, используются следующие подходы к введению понятия определенного интеграла: ...
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценивание есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных зн ...