Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Страница 4

Еще один важный методологический принцип — герменевтический. Он предполагает, что ученик должен понимать смысл изучаемого материала. (Это особенно важно для формирования мировоззрения, поскольку законы физики и астрономии всеобщи и фундаментальны, они лежат в основе научной картины мира.) Необходим такой уровень осмысления предмета, при котором ученик понимает, для чего ему нужны знания, умения, навыки, которые он приобретает и процессе изучения предмета.

Исключительно значим для педагога и диалектический подход к оценке и анализу своей деятельности. Он позволяет избегать однозначности в оценке возможностей, способностей, поступков учеников, а также в оценке научных фактов, идей, течений. Мир Природы, мир людей и внутренний мир каждого отдельного человека противоречивы и неоднозначны. Педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных (ведь именно они движут развитие личности), корректировать и направлять разрешение этих противоречий в нужное русло. Кроме того, диалектика помогает учителю избегать догм и подвергать сомнению устоявшиеся истины.

Важно, что методы обучения, выбираемые учителем, воспроизводят основной закон мироздания – закон эволюционного развития. Здесь авторы стоят на позициях цикличности (спирального развития) эволюционного пути. Это значит, что на каждом уроке, в каждой четверти, каждый год обучения учитель, начиная с самого общего образа предмета изучения, проходит через все возможные частные и конкретные формы проявления жизни и вновь возвращается к образу, наполняя его конкретно-научным содержанием. Таким образом, художественно-образное восприятие мира переходит в научно-логическое с постоянным возвращением к художественному образу и вскрытием стоящей за этим научной основы. При таком подходе ярко реализуется синергетический принцип, позволяющий раскрыть разные формы изучаемого явления через взаимодействие художественного или музыкального образа и астрономической, физической или математической картины. Поэтому мы считаем, что через, например, музыку можно развивать математические способности и, наоборот, через математику – музыкальные.

Поэтому в школе так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные, хоть в какой-то мере, сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о педагогике:

Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании
Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы в общем разобраться в понятиях «человек», «личность» и «индивидуальность». С одной стороны, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Глубоко ошибочно искать первопричину ...

«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...

Классификация нарушений осанки
Нарушения осанки бывают двух типов: 1. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном и грудном ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru