Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Страница 4

Еще один важный методологический принцип — герменевтический. Он предполагает, что ученик должен понимать смысл изучаемого материала. (Это особенно важно для формирования мировоззрения, поскольку законы физики и астрономии всеобщи и фундаментальны, они лежат в основе научной картины мира.) Необходим такой уровень осмысления предмета, при котором ученик понимает, для чего ему нужны знания, умения, навыки, которые он приобретает и процессе изучения предмета.

Исключительно значим для педагога и диалектический подход к оценке и анализу своей деятельности. Он позволяет избегать однозначности в оценке возможностей, способностей, поступков учеников, а также в оценке научных фактов, идей, течений. Мир Природы, мир людей и внутренний мир каждого отдельного человека противоречивы и неоднозначны. Педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных (ведь именно они движут развитие личности), корректировать и направлять разрешение этих противоречий в нужное русло. Кроме того, диалектика помогает учителю избегать догм и подвергать сомнению устоявшиеся истины.

Важно, что методы обучения, выбираемые учителем, воспроизводят основной закон мироздания – закон эволюционного развития. Здесь авторы стоят на позициях цикличности (спирального развития) эволюционного пути. Это значит, что на каждом уроке, в каждой четверти, каждый год обучения учитель, начиная с самого общего образа предмета изучения, проходит через все возможные частные и конкретные формы проявления жизни и вновь возвращается к образу, наполняя его конкретно-научным содержанием. Таким образом, художественно-образное восприятие мира переходит в научно-логическое с постоянным возвращением к художественному образу и вскрытием стоящей за этим научной основы. При таком подходе ярко реализуется синергетический принцип, позволяющий раскрыть разные формы изучаемого явления через взаимодействие художественного или музыкального образа и астрономической, физической или математической картины. Поэтому мы считаем, что через, например, музыку можно развивать математические способности и, наоборот, через математику – музыкальные.

Поэтому в школе так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные, хоть в какой-то мере, сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о педагогике:

Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...

Содержание работы по развитию лексикона дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...

Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя
Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Эта профессия из тех, которые называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного, но обо всем - от методов организации современных произво ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru