Еще один важный методологический принцип — герменевтический. Он предполагает, что ученик должен понимать смысл изучаемого материала. (Это особенно важно для формирования мировоззрения, поскольку законы физики и астрономии всеобщи и фундаментальны, они лежат в основе научной картины мира.) Необходим такой уровень осмысления предмета, при котором ученик понимает, для чего ему нужны знания, умения, навыки, которые он приобретает и процессе изучения предмета.
Исключительно значим для педагога и диалектический подход к оценке и анализу своей деятельности. Он позволяет избегать однозначности в оценке возможностей, способностей, поступков учеников, а также в оценке научных фактов, идей, течений. Мир Природы, мир людей и внутренний мир каждого отдельного человека противоречивы и неоднозначны. Педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных (ведь именно они движут развитие личности), корректировать и направлять разрешение этих противоречий в нужное русло. Кроме того, диалектика помогает учителю избегать догм и подвергать сомнению устоявшиеся истины.
Важно, что методы обучения, выбираемые учителем, воспроизводят основной закон мироздания – закон эволюционного развития. Здесь авторы стоят на позициях цикличности (спирального развития) эволюционного пути. Это значит, что на каждом уроке, в каждой четверти, каждый год обучения учитель, начиная с самого общего образа предмета изучения, проходит через все возможные частные и конкретные формы проявления жизни и вновь возвращается к образу, наполняя его конкретно-научным содержанием. Таким образом, художественно-образное восприятие мира переходит в научно-логическое с постоянным возвращением к художественному образу и вскрытием стоящей за этим научной основы. При таком подходе ярко реализуется синергетический принцип, позволяющий раскрыть разные формы изучаемого явления через взаимодействие художественного или музыкального образа и астрономической, физической или математической картины. Поэтому мы считаем, что через, например, музыку можно развивать математические способности и, наоборот, через математику – музыкальные.
Поэтому в школе так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные, хоть в какой-то мере, сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.
Еще о педагогике:
Основные подходы к конспектированию лекций
О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Одни считают, что лекцию записывать необходимо, но только в самой общей, краткой форме, не воспроизводя содержания, ограничиваясь записью выводов, правил; законов, формул и т. п. Другие говорят, что этого недостаточно; с их точки зрения, необхо ...
Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...
Результаты выполнения индивидуального задания. Проведение урока педагогики
«Виды и механизмы памяти»
Обоснование выбора темы: память играет ведущую роль в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительност ...