Основные подходы к конспектированию лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Основные подходы к конспектированию лекций

Страница 1

О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Одни считают, что лекцию записывать необходимо, но только в самой общей, краткой форме, не воспроизводя содержания, ограничиваясь записью выводов, правил; законов, формул и т. п. Другие говорят, что этого недостаточно; с их точки зрения, необходимо воспроизвести все основное содержание и даже по возможности структуру лекции со всеми ее выводами. Третьи рекомендуют записывать лекции возможно подробнее и даже предупреждают студентов, что на экзаменах будут спрашивать по конспектам, по существу, устраняя" таким образом учебник и учебные пособия из системы подготовки студентов. Четвертые рекомендуют вовсе ничего не записывать на лекции, считая психологически невозможным одновременное слушание, понимание и в известной мере усвоение лекционного материала, а также какое бы то ни было конспектирование лекции. В частности, И.П. Павлов не рекомендовал студентам записывать его лекции в аудитории. Он советовал внимательно слушать и уяснить по ходу лекций их содержание; в связи с этим он разрешал студентам перебивать себя вопросами, если что-либо оказывалось для них непонятным, и тут же давал ответ. Он советовал студентам тотчас по приходе домой записывать все, что осталось в памяти от лекций, считая, что даже десятая доля лекционного материала, записанная дома по памяти, принесет большую пользу, чем дословная запись в аудитории.

Эти рекомендации И.П. Павлова заранее настраивали студентов на особо внимательное слушание лекций, развивали в них стремление «схватить» и удержать в памяти основной материал лекции и в особенности научные выводы. Такой подход обеспечивал наиболее глубокое и полное понимание лекций, а также содействовал усвоению лекционного материала и непрерывному развитию и совершенствованию памяти и внимания студентов, что не менее важно, чем получение знаний. Как известно, И. П. Павлов высоко ценил живое слово, рассматривая его как сигнал сигналов, способный заменить все другие средства возбуждения мыслей и чувств человека. В лекции он видел богатейшие возможности для воздействия на слушателей. Только этим и можно объяснить его совет записывать лекции дома по памяти.

Если проследить реакцию студентов на лекции, то нетрудно заметить, что студент в той или иной мере, несмотря на смену занятий, остается под воздействием хорошей лекции на протяжении нескольких часов. За это время он думает о ней многократно, хотя, и с перерывами, возвращаясь к наиболее заинтересовавшим его мыслям или недостаточно понятным вопросам, а в ряде случаев и к содержанию лекции в целом, поскольку перед ним заранее была поставлена задача обязательной записи лекции.

В процессе такого «неотступного думания» ему становится ясным, что требует особого внимания в дальнейшей самостоятельной работе. Эта мыслительная переработка материала — едва ли не самый ценный момент во всей работе студента над лекцией.

В одних случаях она заканчивается восстановлением в основных чертах содержания и структуры лекции, а в других, при более самостоятельном подходе студента к переработке полученных знаний, у него создается свое, определенное отношение к разбиравшемуся на лекции вопросу, вырабатывается своя аргументация, система расположения и освещения материала.

Однако могут быть и такие случаи, когда студент не может восстановить содержания лекции или восстанавливает его с большими пробелами, довольно беспорядочно, отрывочно, бессистемно. Но при всех условиях он может составить краткое резюме лекции, выразив свое отношение к лекционному материалу, свое понимание лекции.

Конечно, учебная ценность этого резюме при различной сложности материала и различной степени понимания и интереса студентов к материалу будет далеко не одинакова. И все же такая резюмирующая запись, несомненно, будет иметь большое значение для дальнейшей самостоятельной углубленной работы студентов. Содержание данной лекционной темы они могут найти в учебнике или в учебных пособиях. Проведя резюмирующую обобщающую работу, студенты более сознательно будут заниматься практическими работами, зная, на что им следует обратить особое внимание.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебн ...

Возрастные особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru