Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Страница 3

Один из разработчиков концепциицелостного восприятия мира Клементьев Е.С. считает, что «целью образования должно являться становление духовности человека. Поясняя термин «духовность», необходимо сказать, что под этим словом подразумевается не общепринятая религиозность и даже не доброта и альтруизм. Духовность, в своей сущности, есть пробуждение нашей души, внутреннее стремление познать её, почувствовать и отождествить себя с нею. Духовность есть способность человека воспринимать себя как личность и часть Вселенной. Духовность характеризуется определенным типом отношения человека к внешнему и внутреннему миру. Идеалом таких отношений является отношение Любви как гармонии с собой и окружающей действительностью. Воспитание духовности можно рассматривать как восхождение от чувственно-практической деятельности к чувственно-мыслительной деятельности и к их синтезу. То есть любой вид деятельности должен быть конкретен, прочувствован, осмыслен. Конкретность, чёткость деятельности рождает знания, вчувствование в явления позволяет выработать собственное отношение к происходящему, осмысление же приводит к целенаправленным действиям во благо мира». Решая проблему духовности, И А. Ильин писал: «Итак, несомненно, что наше тело входит в земной состав нашей личности. Но несомненно также, что оно не входит в состав нашего духовного бытия… Человек способен не только к чувственно-телесному опыту. Ему доступен ещё иной, не чувственный и всё же предметный опыт… И первое, что нам открывается – это наша собственная духовная личность». Мы приходим к выводу, что действенное, целостное мировоззрение может сложиться лишь на основе духовности человека, создающей обратную связь с миром и с самим собой. ''Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным''.

Предметом изучения в педагогике Целостного восприятия мира является одно – Жизнь. Поэтому все школьные предметы изучают в системе различные формы её проявления астрономическую, физическую, биологическую, социальную и другие, раскрывают характер взаимоотношений этих форм друг с другом. Изучаемые фундаментальные законы развития Жизни объединяют объективный и субъективный мир человека в единое целое.

В своей работе мы исходили из того, что ученик рассматривается как индивидуальность и как универсум, и программа образования задаётся индивидуальными потребностями ученика. По сути, это уже существующий личностно-целостный подход, который опирается на интеграцию знаний о человеке — его физиологии, психологии. Принцип гуманизации процессов обучения и воспитания предполагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Школа должна научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию.

Ценным мы считаем синергетический принцип в педагогической деятельности, дающий такие приемы и способы преподавания, чтобы перевести ученика из «организуемой» в самоорганизующуюся личность. Учитель должен чутко и своевременно реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы педагогическое воздействие способствовало бы гармоничному развитию ученика, а критерием по отслеживанию положительной обратной связи в процессе обучения может являться состояние радости при изучении предмета.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...

Специфика системы взаимоотношений “учитель – ученик”
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительность. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru