Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения

Страница 3

Один из разработчиков концепциицелостного восприятия мира Клементьев Е.С. считает, что «целью образования должно являться становление духовности человека. Поясняя термин «духовность», необходимо сказать, что под этим словом подразумевается не общепринятая религиозность и даже не доброта и альтруизм. Духовность, в своей сущности, есть пробуждение нашей души, внутреннее стремление познать её, почувствовать и отождествить себя с нею. Духовность есть способность человека воспринимать себя как личность и часть Вселенной. Духовность характеризуется определенным типом отношения человека к внешнему и внутреннему миру. Идеалом таких отношений является отношение Любви как гармонии с собой и окружающей действительностью. Воспитание духовности можно рассматривать как восхождение от чувственно-практической деятельности к чувственно-мыслительной деятельности и к их синтезу. То есть любой вид деятельности должен быть конкретен, прочувствован, осмыслен. Конкретность, чёткость деятельности рождает знания, вчувствование в явления позволяет выработать собственное отношение к происходящему, осмысление же приводит к целенаправленным действиям во благо мира». Решая проблему духовности, И А. Ильин писал: «Итак, несомненно, что наше тело входит в земной состав нашей личности. Но несомненно также, что оно не входит в состав нашего духовного бытия… Человек способен не только к чувственно-телесному опыту. Ему доступен ещё иной, не чувственный и всё же предметный опыт… И первое, что нам открывается – это наша собственная духовная личность». Мы приходим к выводу, что действенное, целостное мировоззрение может сложиться лишь на основе духовности человека, создающей обратную связь с миром и с самим собой. ''Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным''.

Предметом изучения в педагогике Целостного восприятия мира является одно – Жизнь. Поэтому все школьные предметы изучают в системе различные формы её проявления астрономическую, физическую, биологическую, социальную и другие, раскрывают характер взаимоотношений этих форм друг с другом. Изучаемые фундаментальные законы развития Жизни объединяют объективный и субъективный мир человека в единое целое.

В своей работе мы исходили из того, что ученик рассматривается как индивидуальность и как универсум, и программа образования задаётся индивидуальными потребностями ученика. По сути, это уже существующий личностно-целостный подход, который опирается на интеграцию знаний о человеке — его физиологии, психологии. Принцип гуманизации процессов обучения и воспитания предполагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Школа должна научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию.

Ценным мы считаем синергетический принцип в педагогической деятельности, дающий такие приемы и способы преподавания, чтобы перевести ученика из «организуемой» в самоорганизующуюся личность. Учитель должен чутко и своевременно реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы педагогическое воздействие способствовало бы гармоничному развитию ученика, а критерием по отслеживанию положительной обратной связи в процессе обучения может являться состояние радости при изучении предмета.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Работа за компьютером с помощью меню
При работе с программой пользователю часто бывает необходимо подать ей определенную команду, выбрать необходимый режим работы или осуществить какое-либо действие. Для передачи команд программе графический пользовательский интерфейс включает систему меню и панелей инструментов. Меню - это набор пунк ...

Какие методы исследований применяются в педагогике
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передо ...

Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru