Описание организации и хода работы

Страница 6

Обработка данных: полученные ответы позволяют получить представление о нравственной направленности личности школьника, в соответствии с общепринятыми их критериями.

Методика «Друг из сказки».

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками, и выявить мотивы добра.

Задание: детям предлагалось выбрать друга из числа героев любимых сказок и объяснить, почему выбор пал на того или иного героя.

Методика «Друг-солнце».

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками.

Задание: детям предлагается ответить на вопрос: “Какими качествами должен обладать их друг?”, написать эти качества на лучах солнца.

Методика «Мои близкие».

Цель: выявить истинное отношение к своим родным.

Задание: детям предлагается ответить на вопросы:

1. Кто твой самый близкий человек?

2. Когда у него день рождения?

3. Какое у него любимое блюдо?

4. Какая у него любимая песня?

5. Как он проводит выходные?

Методика «Добрый поступок».

Цель: выявить направленность личности младших школьников на добро.

Задание: детям предлагается нарисовать картинку, изображающую добрый поступок. Для этого необходимо, сначала представить себе ситуацию, проиграть ее мысленно, обдумать, как бы поступили в данном случае, а затем изобразить добрый поступок.

Содержание уровней характеризующих понятие “гуманность”.

1. Низкий уровень:

неосознанность действий, эгоистическая направленность, искаженность моральных понятий, несостоятельность образца для подражания, безответственность, извращенность в понимании долга, антиобщественная направленность, завышенная либо заниженная самооценка, ситуативность поведения, несамостоятельность в принятии решений, сильная зависимость от отрицательной среды, защита ее идей и довольно активная их реализация. Эпизодически проявляется отрицательная волевая направленность, нерешительность в сложных нравственных жизненных ситуациях, безволие, весьма слабая нравственная саморегуляция.

2. Средний уровень:

слабая осознанность действий, во многих случаях эгоистическая направленность, искаженность некоторых важных моральных понятий, несостоятельность образца для подражания. Заметна безответственность, непонимание чувства долга, нередко проявляется антиобщественная направленность, в основном завышенная самооценка. В особо трудных случаях характерна зависимость от обстоятельств. Однако в критических ситуациях проявляется независимость от отрицательной среды, способность защищать воспринятые положительные идеи и реализовывать их. В исключительных личностно значимых случаях обнаруживается способность к принятию важных решений. В целом наблюдается слабость волевых усилий, посредственная нравственная саморегуляция.

3. Достаточный уровень:

удовлетворительная осознанность действий, в большинстве случаев их общественная направленность, в целом правильное понимание сущности основных моральных понятий, образец для подражания социален, в основном проявляется ответственность за свои действия. Сформировано правильное понимание чувства долга. Самооценка колеблется между завышенной и адекватной в зависимости от обстоятельств. Характерна относительная самостоятельность в принятии решений и независимость от отрицательной внешней среды. Может защищать принятые идеи и довольно активно их реализовывать. В сложных ситуациях нередко проявляется способность к волевому решению. Характерна умеренная нравственно-волевая саморегуляция.

4. Высокий уровень

: осознанность действий, доминирование общественной направленности, в основном правильное понимание сущности моральных понятий, высокий социальный образец для подражания. Характерно проявление личной ответственности и чувство долга. Преобладает адекватная самооценка, отмечается высокая самостоятельность и стойкость к отрицательным влияниям среды. Может активно защищать общественные идеи и столь же активно их реализовывать. Нравственно-волевая саморегуляция осуществляется достаточно сильно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения
Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас . Л.С. Выготский Педагогика должна быть философией или вообще не быть. М. Л ...

Структура воспитательной деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В.Кузь ...

Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений: 1) проблемные ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru