Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников посредством гуманистического воспитания

Статьи о педагогике » Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников посредством гуманистического воспитания

Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее всего искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены талантом воспитателей.

“Учительская профессия, - писал В.А. Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся прикосновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляясь новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду”.

Высшая потребность человека – потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей, Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его способностей.

Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрел вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникла естественная возможность развивать гуманистические отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными. Предваряла проявление открытости, доверия, побуждала к стремлению развивать собственные способности.

Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (И.П. Волков, Т.И. Гончаров, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, а лишь войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются.

Такое направление стало центральным в современных педагогических научных исследованиях, рассматривающих проблемы процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияние коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), меж субъективных педагогических отношений учителя и ученика.

Объект исследования –

процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.

Предмет исследования –

личность ребенка в гуманистическом воспитании.

Цель исследования –

рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Выявить процесс развития гуманистического воспитания;

2. Выявить и обозначить влияние гуманистического воспитания на современный процесс обучения и формирование гуманности у школьников.

3. Разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у младших школьников;

4. Выявить актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.

Гипотеза исследования –

Мы предполагаем, что с помощью средств и методов гуманистического воспитания (анкетирование, наблюдение и беседа), можно сформировать нравственные качества личности младших школьников, что в свою очередь позволяет достигнуть конечной цели – воспитание гуманного человека. Показать актуальность гуманистического воспитания в современном процессе образовательной деятельности.

Еще о педагогике:

Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (ц ...

Понятие оценивания в образовании
«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим р ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru