Формирование личности школьника

Страница 5

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что нередко и к окончанию средней школы нравственные убеждения старшего школьника, формирующиеся без правильного идейного руководства со стороны коллектива и воспитателей, могут быть ошибочными, неправильными. Даже при правильном идейном руководстве на моральные понятия старшего школьника могут повлиять случайные обстоятельства, некоторые товарищи, а зачастую и неблаговидные поступки взрослых. Не следует думать, что старший школьник способен всегда правильно разобраться в тех или иных явлениях и фактах, которые он наблюдает.

Известно также, что в отдельных случаях в результате неправильного воспитания. Воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств, ситуаций, влияния людей с пережитками и предрассудками прошлого. Отсюда отрицательные формы поведения в соответствующих ситуациях, проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим и т д. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном коллективе, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает поведение таких юношей и девушек. Но ведь главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и отрицательное поведение, а в том, чтобы не допускать формирования ложных моральных понятий и представлений. Поэтому ошибочность и незрелость моральных понятий старших школьников всегда являются следствием недостатков учебно-воспитательной работы, в частности неправильно организованного общественного опыта учащихся.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становиться глубже и острее. Старшие школьники склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к маленьким.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания взрослыми равноправия старшего школьника. В 16 лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки взрослого юноши и девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность.

Психологи установили интересные факты. Во-первых, старшие школьницы, как и девочки-подростки, более склонны, чем юноши, поддаваться давлению взрослых. У мальчиков-подростков и юношей давление взрослых часто вызывает сильную негативную реакцию. Во-вторых, с возрастом влияние сверстников становится все более сильным, чем влияние взрослых.

На формирование старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников, шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм. Зависть и зазнайство, трусость и лицемерие. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.

Мнение коллектива, оценки коллективом поступков и поведения некоторых учащихся имеют решающее значение. Старшие школьники обычно очень чутко реагируют на воздействие своего коллектива. Поэтому организация правильных требований к старшему школьнику со стороны коллектива является важным средством воспитания.

Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями.

Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В.М Васнецова «Иван царевич и Серый волк». Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исследованию Подо ...

График учебного процесса
График учебного процесса определяет календарные сроки всех видов учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, выполнения дипломных проектов, проведения производственных практик, сдачи государственных экзаменов. График учебного процесса — составная часть учебного плана, которая содержит (в табл ...

Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования . Образовательная сре ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru