Формирование личности школьника

Страница 5

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что нередко и к окончанию средней школы нравственные убеждения старшего школьника, формирующиеся без правильного идейного руководства со стороны коллектива и воспитателей, могут быть ошибочными, неправильными. Даже при правильном идейном руководстве на моральные понятия старшего школьника могут повлиять случайные обстоятельства, некоторые товарищи, а зачастую и неблаговидные поступки взрослых. Не следует думать, что старший школьник способен всегда правильно разобраться в тех или иных явлениях и фактах, которые он наблюдает.

Известно также, что в отдельных случаях в результате неправильного воспитания. Воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств, ситуаций, влияния людей с пережитками и предрассудками прошлого. Отсюда отрицательные формы поведения в соответствующих ситуациях, проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим и т д. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном коллективе, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает поведение таких юношей и девушек. Но ведь главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и отрицательное поведение, а в том, чтобы не допускать формирования ложных моральных понятий и представлений. Поэтому ошибочность и незрелость моральных понятий старших школьников всегда являются следствием недостатков учебно-воспитательной работы, в частности неправильно организованного общественного опыта учащихся.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становиться глубже и острее. Старшие школьники склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к маленьким.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания взрослыми равноправия старшего школьника. В 16 лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки взрослого юноши и девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность.

Психологи установили интересные факты. Во-первых, старшие школьницы, как и девочки-подростки, более склонны, чем юноши, поддаваться давлению взрослых. У мальчиков-подростков и юношей давление взрослых часто вызывает сильную негативную реакцию. Во-вторых, с возрастом влияние сверстников становится все более сильным, чем влияние взрослых.

На формирование старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников, шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм. Зависть и зазнайство, трусость и лицемерие. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.

Мнение коллектива, оценки коллективом поступков и поведения некоторых учащихся имеют решающее значение. Старшие школьники обычно очень чутко реагируют на воздействие своего коллектива. Поэтому организация правильных требований к старшему школьнику со стороны коллектива является важным средством воспитания.

Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями.

Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Принцип прочности
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечени ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже ...

Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
В данной главе излагаются результаты исследования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенный нами качественно-количественный анализ результатов позволил установить степень развития этого процесса у дошкольников с ОНР, сопоставить эти данные с возможностями д ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru