Формирование личности школьника

Страница 5

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что нередко и к окончанию средней школы нравственные убеждения старшего школьника, формирующиеся без правильного идейного руководства со стороны коллектива и воспитателей, могут быть ошибочными, неправильными. Даже при правильном идейном руководстве на моральные понятия старшего школьника могут повлиять случайные обстоятельства, некоторые товарищи, а зачастую и неблаговидные поступки взрослых. Не следует думать, что старший школьник способен всегда правильно разобраться в тех или иных явлениях и фактах, которые он наблюдает.

Известно также, что в отдельных случаях в результате неправильного воспитания. Воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств, ситуаций, влияния людей с пережитками и предрассудками прошлого. Отсюда отрицательные формы поведения в соответствующих ситуациях, проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим и т д. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном коллективе, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает поведение таких юношей и девушек. Но ведь главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и отрицательное поведение, а в том, чтобы не допускать формирования ложных моральных понятий и представлений. Поэтому ошибочность и незрелость моральных понятий старших школьников всегда являются следствием недостатков учебно-воспитательной работы, в частности неправильно организованного общественного опыта учащихся.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становиться глубже и острее. Старшие школьники склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к маленьким.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания взрослыми равноправия старшего школьника. В 16 лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки взрослого юноши и девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность.

Психологи установили интересные факты. Во-первых, старшие школьницы, как и девочки-подростки, более склонны, чем юноши, поддаваться давлению взрослых. У мальчиков-подростков и юношей давление взрослых часто вызывает сильную негативную реакцию. Во-вторых, с возрастом влияние сверстников становится все более сильным, чем влияние взрослых.

На формирование старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников, шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм. Зависть и зазнайство, трусость и лицемерие. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.

Мнение коллектива, оценки коллективом поступков и поведения некоторых учащихся имеют решающее значение. Старшие школьники обычно очень чутко реагируют на воздействие своего коллектива. Поэтому организация правильных требований к старшему школьнику со стороны коллектива является важным средством воспитания.

Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями.

Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Педагогическое наследие
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. коменский педагогическое наследие педагог Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика" ...

Понятие эмоционального благополучия
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства — понятия ...

Проблемы курса астрономии вшколе. Результаты анкетирования учителей
Преобразования в образовании последних 10-ти лет (1990-2002гг.) во многом изменили курс преподавания астрономии в школе. Приказ министра образования РФ от 30.06.99 г. № 56 «об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», построенный на принципах гуманитариза ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru