Формирование личности школьника

Страница 4

Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности, но и более сложные характеризующие отношения личности.

Наконец, старший школьник уже имеет оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае. По отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом.

В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка учителя. Воспринимается обычно, с должным вниманием и притязательностью.

На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которое направлено не только на преодоление недостатков, но и на формирование личности в целом.

Самовоспитание в юношеском возрасте начинает занимать весьма заметное место в общей системе воспитания: старший школьник из объекта воспитания превращается в объект и субъект воспитания.

Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшего школьника правильного представления об этом облике, наличие у юноши и девушки своеобразного морального эталона, идеала, образа для поведения, с которым они соотносят качества своей личности и свое поведение.

Идеалы старших школьников существуют в двух основных формах. Идеалом является образ какого-нибудь конкретного человека, в котором старший школьник видит воплощение высоко ценимых им качеств. Характерная для старшего школьника форма идеала – обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения учащихся, качеств личности, но и синтезировать их в целостный обобщенный образ.

Девушки в качестве образа называют обобщенный идеал, в котором гармонически сочетаются черты женщины общественницы с обаянием, женственностью.

Но в отдельных случаях может возникнуть и не совсем достойный идеал. Отдельные привлекательные для старшего школьника качества отрицательной личности становятся образцом для подражания.

Воспитателям необходимо умно и тактично развенчивать подобные идеалы, помогая старшему школьнику выбрать образцы, более достойные подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень большую роль. Для того чтобы самовоспитание старших школьников шло правильно, необходимо руководить им, причем руководителем может быть не только отдельный человек, но и коллектив. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным, личным делом старшего школьника. Нужно подсказать юношам и девушкам, что в этом отношении очень разумно и полезно объединяться с товарищами, взять совместные обязательства, оказывать помощь, организовывать совместный контроль.

При отсутствии надлежащего руководства самовоспитание старших школьников может иметь иную цель: выделится из коллектива, подчинить своему влиянию товарищей, развить у себя сомнительные черты личности.

Воспитатели должны знать, что недооценивать подобные тенденции в старшем школьном возрасте не следует. Необходимо помочь старшекласснику объективно разобраться в особенностях своей личности, осознать конкретную цель и мотив самовоспитания.

Важно подсказать старшему школьнику разумные метода самовоспитания, вооружить его наиболее целесообразными и эффективными приемами работы над собой. Надо разъяснить ему, что характер закаливается в борьбе с повседневными трудностями, в учении, работе, процессе решения реальных жизненных задач. Важно развернуть перед учащимися систему перспективных целей и стремлений.

Нравственное развитие в старшем школьном возрасте отличается усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. Поведение старших школьников в гораздо большей степени, чем поведение подростков, определяется их нравственными представлениями и понятиями, нравственными установками, убеждениями. Именно в этом возрасте формируется умение правильно вести себя в различных условиях и обстоятельствах.

Старшеклассники, моральное сознание которых развивается под влиянием их жизни и деятельности в обществе, под влиянием активного участия в общественной жизни коллектива, как правило, начинают довольно глубоко разбираться в содержании и сущности нравственных категорий. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие нюансы, связанные с общественной многозначностью многих моральных понятий. Самые сложные понятия о долге, чести, чувствах личной гордости и собственного достоинства становятся доступными для глубокого и тонкого понимания старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Что представляет собой образование
Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому ...

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...

Роль психологической службы в построении отношений школьников с преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru