Формирование личности школьника

Страница 4

Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности, но и более сложные характеризующие отношения личности.

Наконец, старший школьник уже имеет оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае. По отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом.

В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка учителя. Воспринимается обычно, с должным вниманием и притязательностью.

На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которое направлено не только на преодоление недостатков, но и на формирование личности в целом.

Самовоспитание в юношеском возрасте начинает занимать весьма заметное место в общей системе воспитания: старший школьник из объекта воспитания превращается в объект и субъект воспитания.

Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшего школьника правильного представления об этом облике, наличие у юноши и девушки своеобразного морального эталона, идеала, образа для поведения, с которым они соотносят качества своей личности и свое поведение.

Идеалы старших школьников существуют в двух основных формах. Идеалом является образ какого-нибудь конкретного человека, в котором старший школьник видит воплощение высоко ценимых им качеств. Характерная для старшего школьника форма идеала – обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения учащихся, качеств личности, но и синтезировать их в целостный обобщенный образ.

Девушки в качестве образа называют обобщенный идеал, в котором гармонически сочетаются черты женщины общественницы с обаянием, женственностью.

Но в отдельных случаях может возникнуть и не совсем достойный идеал. Отдельные привлекательные для старшего школьника качества отрицательной личности становятся образцом для подражания.

Воспитателям необходимо умно и тактично развенчивать подобные идеалы, помогая старшему школьнику выбрать образцы, более достойные подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень большую роль. Для того чтобы самовоспитание старших школьников шло правильно, необходимо руководить им, причем руководителем может быть не только отдельный человек, но и коллектив. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным, личным делом старшего школьника. Нужно подсказать юношам и девушкам, что в этом отношении очень разумно и полезно объединяться с товарищами, взять совместные обязательства, оказывать помощь, организовывать совместный контроль.

При отсутствии надлежащего руководства самовоспитание старших школьников может иметь иную цель: выделится из коллектива, подчинить своему влиянию товарищей, развить у себя сомнительные черты личности.

Воспитатели должны знать, что недооценивать подобные тенденции в старшем школьном возрасте не следует. Необходимо помочь старшекласснику объективно разобраться в особенностях своей личности, осознать конкретную цель и мотив самовоспитания.

Важно подсказать старшему школьнику разумные метода самовоспитания, вооружить его наиболее целесообразными и эффективными приемами работы над собой. Надо разъяснить ему, что характер закаливается в борьбе с повседневными трудностями, в учении, работе, процессе решения реальных жизненных задач. Важно развернуть перед учащимися систему перспективных целей и стремлений.

Нравственное развитие в старшем школьном возрасте отличается усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. Поведение старших школьников в гораздо большей степени, чем поведение подростков, определяется их нравственными представлениями и понятиями, нравственными установками, убеждениями. Именно в этом возрасте формируется умение правильно вести себя в различных условиях и обстоятельствах.

Старшеклассники, моральное сознание которых развивается под влиянием их жизни и деятельности в обществе, под влиянием активного участия в общественной жизни коллектива, как правило, начинают довольно глубоко разбираться в содержании и сущности нравственных категорий. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие нюансы, связанные с общественной многозначностью многих моральных понятий. Самые сложные понятия о долге, чести, чувствах личной гордости и собственного достоинства становятся доступными для глубокого и тонкого понимания старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока в виде учебных заданий. Мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовле ...

Стандарт: инновационность и преемственность
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных ...

Обзор методической литературы
Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождени ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru