Традиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Традиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе

Страница 1

В школьной практике работа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще в начальной школе.

При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа:

дотекстовый (этап антиципации);

текстовый (контроль понятия содержания);

послетекстовый (анализ и оценка).

Рассмотрим приемы работы с заголовком на каждом из этих этапов.

Этап антиципации.

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым Вильгельмом Вундтом в 1880 г. Вундт под антиципацией понимал способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

Процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении субъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяет лексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.

Исследования Г. Г. Граник и А. Н. Самсоновой показали, что чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины, собственной фабулы произведения. Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста. В случае выдвижения читателем всех вариантов прогнозов, которые позволяет совершить текст, возникает верная (гибкая) установка, которая предвосхищает содержание текста, направляет восприятие в нужное русло. Отсутствие вариантов прогнозов делает установку негибкой, что может привести к неприятию текста.

Развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом Р.Н. и Е.В. Бунеевых.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, с которыми дети знакомятся до чтения произведения.

Предугадывание содержания по заголовку имеет различную степень трудности, в зависимости от того, что ребенок читает. Если он читает художественную литературу, то заголовок может подсказать точно, о чем пойдет речь, и натолкнуть на предположения, совершенно не похожие на то, о чем в действительности пойдет речь в произведении.

Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Одним из заданий на дотекстовом этапе может быть задание на предвосхищение, которое не только способствует формированию вероятностного прогнозирования, но и дает учащимся возможность использовать фоновые знания. Предвосхищение, будучи важным компонентом сложных интегрированных умений чтения, является способностью предугадывать новое, базируясь на уже известном.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Анализ предметной области подсистемы — учебный план
Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. И ...

Функция организации
Распределение обязанностей и планирование времени Ведущая роль руководителя в организаторской работе заключается в привлечении к управлению дошкольным образованием всех работников, педагогов, воспитателей и общественность, вовлечение их в процесс творческой деятельности, создание системы; связей ме ...

Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Ранний период детства отличается интенсивностью темпов физического и психического развития ребенка. Значительные изменения происходят в развитии центральной нервной системы ребенка; физиологически в этот период идет созревание мозговых структур. Согласно исследованиям физиологов функции центральной ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru