Ход работы.
Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов.
Подготовительный.
Его задача – тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях4
- сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.
В группе свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц основной является артикуляция звука С, и значит будет базовым для этой группы (для С базовый звук – И, Ф).
Итак, готовим материал для артикуляционной гимнастики (звука С), соблюдая определенную последовательность (идти от простых упражнений к более сложным). На занятии нужно использовать не более двух-трех упражнений (из них новым может быть только одно, второе, третье даем для повторения и закрепления). Проводить их будем эмоционально в игровой форме. Чтобы удержать интерес и внимание ребенка, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумываем игровой образ и подбираем картинку. Выполнять упражнения будем перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. В начале артикуляционные движения будем выполнять медленно, неторопливо, затем постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики будем увеличивать. От Кати будем добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (за небольшой, маленький успех девочку хвалим). Каждое упражнение будем выполнять от 5 до 10 раз, количество повторений будем увеличивать по мере совершенствования артикуляционной гимнастики параллельно с увеличением темпа движений.
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
(для выработки артикуляционных укладов звуков С, С’, З, З’, Ц )
Упражнения для челюстей:
Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.
Тоже в быстром темпе.
Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
Упражнения для губ:
«Заборчик», «Улыбка».
То же с сомкнутыми губами и зубами.
«Рупор».
«Трубочка», «Хоботок».
Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»
«Заборчик», «Рупор», «Трубочка».
Вращательные движения губами.
Отставление нижней губы от зубов и десен.
Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):
«Массаж язычка».
«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка.
«Болтушка» - движения языком вперед-назад.
«Часики» - движения языком вправо-влево.
«Качели».
Круговые движения языком (по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами).
«Язык перешагивает через зубки» .
«Почистим зубки».
«Пирожок», «Блинчик с вареньем» .
«Желобок», «Лодочка» .
«Самосвал».
«Кошка сердится», «Горка» .
«Катушка» .
Упражнение в произнесении звука И – (цель: вырабатывать умение управлять языком, отрабатывать произнесение звука И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С).
Для развития силы и направленности воздушной струи:
«Загони мяч в ворота».
«Подуть через трубочку».
«Кто дальше загонит мяч» .
«Буря в стакане».
Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключения языка из одного положения в другое.
Упражнение в поочередном произнесении звуков Т – С .
Можно для повторения и закрепления отработанных упражнений почитать для Кати сказку о веселом язычке, где она будет принимать активное участие (читать сказку в течение всех занятий).
Наряду с артикуляционной гимнастикой проводим гимнастику для пальчиков.
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз)
а) ладошками вверх; в) обеих рук одновременно;
б) ладошками вниз; г) правой и левой по очереди;
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
Вращение кистями рук (по 10 раз)
а) в правую, затем в левую сторону;
б) во внутрь обеими руками; в) наружу обеими руками.
Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»
Выгибание кистей рук.
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
4. Прогибание кистей рук (10-15 раз)
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев – «пальчики здороваются» (10-15 р)
а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;
в) выполняется сначала по очереди, затем одновременно;
Еще о педагогике:
Как педагогическая наука связана с другими науками о человеке
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности прак ...
Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...
Семья как ведущий фактор в организации досуга младших
дошкольников
Семья - это социальный институт (по характеру общественного воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, чт ...