Ход работы.
Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов.
Подготовительный.
Его задача – тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях4
- сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.
В группе свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц основной является артикуляция звука С, и значит будет базовым для этой группы (для С базовый звук – И, Ф).
Итак, готовим материал для артикуляционной гимнастики (звука С), соблюдая определенную последовательность (идти от простых упражнений к более сложным). На занятии нужно использовать не более двух-трех упражнений (из них новым может быть только одно, второе, третье даем для повторения и закрепления). Проводить их будем эмоционально в игровой форме. Чтобы удержать интерес и внимание ребенка, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумываем игровой образ и подбираем картинку. Выполнять упражнения будем перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. В начале артикуляционные движения будем выполнять медленно, неторопливо, затем постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики будем увеличивать. От Кати будем добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (за небольшой, маленький успех девочку хвалим). Каждое упражнение будем выполнять от 5 до 10 раз, количество повторений будем увеличивать по мере совершенствования артикуляционной гимнастики параллельно с увеличением темпа движений.
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
(для выработки артикуляционных укладов звуков С, С’, З, З’, Ц )
Упражнения для челюстей:
Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.
Тоже в быстром темпе.
Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
Упражнения для губ:
«Заборчик», «Улыбка».
То же с сомкнутыми губами и зубами.
«Рупор».
«Трубочка», «Хоботок».
Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»
«Заборчик», «Рупор», «Трубочка».
Вращательные движения губами.
Отставление нижней губы от зубов и десен.
Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):
«Массаж язычка».
«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка.
«Болтушка» - движения языком вперед-назад.
«Часики» - движения языком вправо-влево.
«Качели».
Круговые движения языком (по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами).
«Язык перешагивает через зубки» .
«Почистим зубки».
«Пирожок», «Блинчик с вареньем» .
«Желобок», «Лодочка» .
«Самосвал».
«Кошка сердится», «Горка» .
«Катушка» .
Упражнение в произнесении звука И – (цель: вырабатывать умение управлять языком, отрабатывать произнесение звука И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С).
Для развития силы и направленности воздушной струи:
«Загони мяч в ворота».
«Подуть через трубочку».
«Кто дальше загонит мяч» .
«Буря в стакане».
Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключения языка из одного положения в другое.
Упражнение в поочередном произнесении звуков Т – С .
Можно для повторения и закрепления отработанных упражнений почитать для Кати сказку о веселом язычке, где она будет принимать активное участие (читать сказку в течение всех занятий).
Наряду с артикуляционной гимнастикой проводим гимнастику для пальчиков.
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз)
а) ладошками вверх; в) обеих рук одновременно;
б) ладошками вниз; г) правой и левой по очереди;
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
Вращение кистями рук (по 10 раз)
а) в правую, затем в левую сторону;
б) во внутрь обеими руками; в) наружу обеими руками.
Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»
Выгибание кистей рук.
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
4. Прогибание кистей рук (10-15 раз)
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев – «пальчики здороваются» (10-15 р)
а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;
в) выполняется сначала по очереди, затем одновременно;
Еще о педагогике:
Оценка на уроке иностранного языка
Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основным компонентом содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Оценка на уроке иностранного языка в начальной школе ...
Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять ...
Образование как способ мышления
Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, т.е. законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, ...