Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников

Статьи о педагогике » Специфика организации досуга младших дошкольников в семье » Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников

Страница 1

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма

Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст.

На границе раннего детства и младшего дошкольного возраста принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца.

При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст - пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности.

В дошкольном возрасте маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что - нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические.

Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.

Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.

Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения. Такая исследовательско-ориентировочная деятельность ведет, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости.

Младший дошкольный возраст объединяет детей третьего и четвертого года жизни. Этот период детства начинается с кризиса 3 лет, что значительно усложняет проведение как обучающих занятий, так и организованных коллективных развивающих игровых занятий с детьми этого возраста. Дети проявляют свою самостоятельность, отказываясь слушать взрослого, выполнять задания. Порой занятия сводятся к восклицаниям ребенка: "Я сам", что не дает взрослому возможности показать как правильно, помочь, исправить ошибки.

Кроме того младшее дошкольное детство характеризуется повышенной активностью детей, часто сопровождающейся дефицитом внимания. Для того чтобы привлечь внимание младшего дошкольника, необходимо его заинтересовать, выстраивать занятия так, чтобы чередовались активная деятельность с пассивной, например занятия физическим развитием с чтением книг, рисованием и т.д.

Младший дошкольный возраст - это период возникновения и развития познавательных интересов ребенка, где практическое сотрудничество со взрослым сменяется теоретическим. Теперь родитель не только взрослый, способный защитить и выполнить все желания ребенка, но и источник знаний о мире вещей и явлений.

Дети этого возраста часто задают много вопросов взрослым о природе вещей, явлений, пополняя базу знаний. Но, к сожалению, педагогическая неграмотность родителей, отсутствие терпеливости приводит к тому, что все ответы сводятся к фразе "потому что". Тем самым родитель рискует получить как отрицательную оценку своих действий, снижение авторитета, так и потерю интереса ребенка к познавательной деятельности в целом.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании
Гуманизм развивался в разные эпохи, начиная с античности и продолжается до сегодняшнего дня, но особенное развитие он получил в эпоху Возрождения. Т.к. название эпохи - Возрождения - означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой ...

Характеристика автоматизированных информационных систем в управлении ВУЗом
Разработка информационных систем управления развивается по двум основным направлениям: использование локальных и интегрированных систем. Первые ориентированы на определенный круг специфических задач, решаемых, как правило, в рамках одного или нескольких подразделений организации. Это, например, сис ...

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в опред ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru