В данном параграфе мы рассмотрим, как организационные требования к построению пространства кабинета информатики влияют на успешное обучение в школе.
В настоящее время информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и методов, перехода к новым технологиям обучения, ориентированным на овладение умением самостоятельно приобретать новые знания.
В связи с реализацией государственных программ компьютеризации общеобразовательных учреждений, практически все школы страны оснащены компьютерной техникой. Эксплуатация компьютерной техники, как правило, осуществляется в кабинете информатики.
В этой связи особое значение приобретает кабинет информатики, в котором проводят занятия, как по информатике, так и по информационным технологиям, так, очевидно, и по другим школьным предметам. Несомненно, что при определенных условиях кабинета информатики может стать центром внеклассной и внешкольной работы, профессиональной подготовки, наконец, средством финансовой поддержки школы и учителя информатики.
По мнению Роберт И.В. кабинет информатики – это учебно-воспитательное подразделение современного образовательного учреждения, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики и других общеобразовательных предметов с использованием информационных технологий. Кабинет информатики может также использоваться для организации общественно полезного и производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления учебно-воспитательным процессом.
При определенных условиях кабинет информатики может стать также центром внеклассной и внешкольной работы, профессиональной подготовки. Кабинет информатики предназначен для решения следующих задач:
формирование у учащихся знаний об устройстве, функционировании и областях применения современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ВМ, использования программного обеспечения современных ВМ и работы с информационными ресурсами;
ознакомление учащихся с применением вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;
совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
В кабинете информатики может проводиться следующая работа:
занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств новых информационных технологий;
составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий;
внеклассные и факультативные занятия с использованием средств НИТ.
Важной предпосылкой успешного обучения в кабинете информатики является создание специальных условий учебно-воспитательного процесса, в состав которых входит комплекс взаимосвязанных составляющих:
материальные;
гигиенические;
эстетические;
эргономические;
техника безопасности.
Данный комплекс условий также должен быть дополнен:
организационно-методические.
В целом кабинет должен представлять психологически, гигиенически и эргономически комфортную среду, организованную в целях максимального содействия успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
При условии эффективной работы кабинета информатики в соответствии с современными требованиями можно ожидать следующие результаты: переход школьной системы образования на новый, более качественный уровень; интенсификация учебного процесса; широкое использование новых технологий в обучении; более эффективное управление учебным процессом школы; участие в телекоммуникационных образовательных проектах; обобщение и тиражирование педагогического опыта учителей школы; создание механизма подготовки дидактических и методических материалов по заказу учителей; формирование информационной культуры у учащихся и педагогов.
Еще о педагогике:
Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...
Изучение устройства сверлильного, токарного и фрезерного станков
Знакомство учащихся с машинной обработкой древесины и металлов на занятиях в мастерских ограничивается главным образом изучением сверлильного, токарного и фрезерного станков. На производстве же применяется много других станков. Поэтому учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся ...
Особенности организации досуговой деятельности младших
дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и стар ...