Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности

Статьи о педагогике » Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста » Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности

Страница 2

Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя – узкая, холодная.

Артикуляция звука Ц:

Губы – при произнесении звука Ц в нейтральной позиции.

Зубы – чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.

Язык – кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Мягкое небо – поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют.

Воздушная струя – умеренная.

Чтобы разбираться в недостатках произношения свистящих С, С’, З, З’, Ц звуков надо знать все виды сигматизма. (К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков). Если одна фонема заменяется другой фонемой, например Т (собака – тобака или фобака), такие нарушения называются парасигматизмами.

Виды сигматизма.

Рассмотрим основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука С свист отсутствует. Вместо его слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий З и аффрикат Ц.

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо С слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении З. С боковой артикуляцией может произноситься и Ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Губно – зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф), поэтому акустический эффект при искажен С близок к звуку Ф. подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка,и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Призубный сигматизм. Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков С, З слышатся звуки Т и Д.

Шипящий парасигматизм. При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для Ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Современные классификации дисграфий
В историческом аспекте существуют разные подходы к пониманию дисграфии, к ее классификации (психофизиологический, нейропсихологический, психологический, лингвистический подходы). О.А. Токарева на основе психофизиологического подхода разработала следующую классификацию. Она учитывает то, какие анали ...

Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и стар ...

Образование как способ мышления
Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, т.е. законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru