Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста » Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Фрумкина, Н.Х. Швачкин, А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.

Язык представляет собой систему знаков и правил их сочетания. Знаками языка являются, прежде всего, слова, лексические единицы. Все огромное количество слов языка строится из очень небольшого количества звуков, в свою очередь объединенных в некоторую систему. Одной из задач лингвистики являются выделение и уточнение из всего многообразия звуков, которые может произносить человек, тех звуков, которые являются основными для данного языка.

Как показало исследование советского ученого Н.Х. Швачкина, фонематический слух формируется у ребенка в самом раннем детстве. Сначала он учится отделять звуки окружающего мира (шум дождя, мяуканье кошки и др.) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок, стремясь к удовлетворению своих потребностей, активно ищет звуковые обозначения элементов окружающего мира, с жадностью ловит их из уст взрослых. Однако он использует те средства языка, которые заимствует от взрослых, совсем не так, как взрослые. И этот факт имеет большое значение для понимания процесса овладения значением слова детьми дошкольного возраста.

Л.С. Выготский писал, что сначала ребенок овладевает чисто внешней (звуковой) структурой слова, которая впоследствии, в процессе оперирования словом, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению.

Ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства слов. Развиваясь и ориентируясь в окружающей среде, ребенок овладевает свойствами предметов и действиями с ними: учится отличать кубики, например, от всех других предметов, усваивает то, что из кубиков можно строить дом, но нельзя наливать в них воду. Этот процесс заставляет ребенка искать наименование для окружающего им класса объектов, что сразу значительно облегчает общение: целый класс предметов, обладающих несколькими характерными свойствами, описывается словом «кубик». Но если для взрослого несущественно, обладает ли звуковая оболочка слова-наименования какой-либо связью с обозначаемым им предметом, то ребенок стремится найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-то свойств предмета. Согласно точке зрения Р.М. Фрумкиной, «есть цепочка – от слова к его пониманию, смыслу, и обратно – от смысла к слову, к имени; правила, по которым организованы такие цепочки – это правила языка».

Специальные опыты советских исследователей показали, что эти связи – образные связи – помогают ребенку воспринимать значение слова. Связь предмета и слова основываются на сходстве, которое ребенок наблюдает между материальной оболочкой слова и материальными, чувственно воспринимаемыми признаками предметов. Поэтому в речи ребенка и наблюдается такое количество звукоподражательных и образных, звукоизобразительных слов. Эти слова могут появляться в речи как отражение, имитация звуков внешнего окружающего мира и служат при этом для названия предметов и явлений, например, ме-е-е (о козочке), би-би (о машине) и другие.

Познавательная ценность звукоподражаний состоит в том, что в них находит выражение, становится наблюдаемым фактом обращенность ребенка к динамическому миру вещей. Звуки, издаваемые предметом, отражаются в сознании в виде представлений и постигаются ребенком так же, как и сами предметы.

Звукоподражательные слова входят в так называемый «язык нянь». «Язык нянь» – это сравнительно небольшой репертуар слов, отработанный и отшлифованный предшествующими поколениями и предназначенный для общения с ребенком. Другими словами, «Язык нянь» – это специальный лексикон, ориентированный на ребенка. Большая часть слов «языка нянь» относится к разряду звукоподражаний. Звукоподражательная основа слов облегчает ребенку их усвоение и запоминание. Звуковой комплекс приобретает некоторую мотивированность; «как собачка лает?» – «ав-ав». В следующий раз, увидев собаку, ее изображение на картинке или игрушку, ребенок произносит «ав-ав». Это обозначение одновременно и самой собаки, и звука, ею издаваемого, и всего того, что с ней связано (собачья конура, ошейник и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Организация питания за счет договора аренды с предприятием общепита
Размещение в ЦДО стороннего предприятия общественного питания (кафе-столовая), которое обеспечивает потребности сотрудников, учащихся и их родителей в горячем питании. Так же предприятие выполняет роль буфета на время проведения концертных и других мероприятий городского уровня в здании ЦДО. Главны ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru