Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности

Статьи о педагогике » Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста » Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности

Страница 3

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого С. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение С, а затем и З, что является возможностью зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно вырабатывать. Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться следующие: распластывание языка, свертывание трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей свечки при высунутом языке, сдувание с кончика языка ваты, узкой бумажной полоски и др.)

В качестве использования артикуляции близких по произношению звуков нужно использовать следующие приемы:

- Постановка свистящих звуков от звука Ф, который подготавливает направленную достаточно длительную плавную воздушную струю, проходящую по средней линии языка. Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения Ф дает звучание С.

- Упражнения в произнесении сочетания ИЕ с напряжением подготавливают нужную форму языка (его распластывание и желобок по средней линии) и вырабатывает концентрированную воздушную струю. Непосредственный переход к звуку С обычное и хорошее звучание его.

В случаях пригубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном сигматизме необходимо снять губную артикуляцию. Это может быть достигнуто демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться типа: «трубочка».

При межзубном сигматизме, чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог СА со сжатыми зубами в начале его произнесения. Можно при произнесении слога СА несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При исправлении бокового сигматизма сначала надо научить ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. При этом виде сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения надо применить двухэтапный метод постановки этого звука: вызвать межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем перевести язык в зазубное положение.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. Упражнения надо проводить при межгубном, а затем межзубном положении передней части языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, можно дать ребенку упражнения на этот звук в слогах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука при правильном выдохе – воздушную струю ребенок может ощутить на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, нужно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым С.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...

Возрастные особенности формирования осанки
Осанка, в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которы ...

Формирование личности школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru