Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста

Страница 1

В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.

Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития.

Приведу основные закономерности развития детской речи по нескольким областям языковой компетенции детей 6-7 лет, лингвиста М. Б. Елисеевой, кандидата филологических наук, доцента РГПУ, города Санкт-Петербурга.

Область языковой компетенции.

Основные закономерности речевого развития детей 6-7 лет.

1. Фонетика.

Метатезис – перестановка звуков и слогов в словах(особенно в речи леворуких детей)

2.Словообразование.

Рост числа инноваций – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка.

3.Лексика.

Количественный и качественный рост словаря:

усвоение родовидовых отношений;

развитие синонимии, антонимии;

появление абстрактных существительных;

освоение многохначности и омонимии;

Лексико-семантические инновации:

расширение и сужение значения;

образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов;

ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие).

4.Морфология.

Уменьшение количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются:

унификация ударения;

смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа;

образование форм числа существительных;

ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;

образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, зоонимов, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии;

окказительное образование сравнительной степени прилагательных;

ненормативное склонение числительных;

образование окказиональных видов пар глагола, окказиональное образование причастий.

5.Синтаксис.

Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической речи.

Сочинение собственных сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической речи).

Синтаксические ошибки.

6.Метаязыковая деятельность.

Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии. Языковая игра.

Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов.

Осознание различных языковых явлений:

вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др.

Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму.

Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с взрослыми и с маленькими детьми).

В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее.

Инновация. Появляется интериоризация речи. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.

Интериоризация речи протекает успешно, если для этого взрослыми создаются необходимые условия. Когда дети сталкиваются с ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные задачи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать морально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений.

Уважая ребенка, он сохраняет за ним право на ошибку.

Интериоризация речи нарушается, если у ребенка нет никаких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренируют его самостоятельность. Некоторые просто не выносят активности ребенка, порицают за допущенные ошибки, требуют совершения действий только по своему указанию.

Мы уже говорили о том, что данный возраст составляет четвертый этап становления речи. И главная его особенность по сравнению с преддошкольным – это сознательное усвоение.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Иными словами, влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Понятие речевого этикета
Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Под речевым этикетом мы понимаем «систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социаль ...

Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru