Ход урока
1. Организация урока
Приветствие! Проверить готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала
Вводная беседа
Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте и рассмотрим творчество художника Врубеля М.А.
Ребята, а вы знаете, что такое натюрморт? |
Это жанр изобразительного искусства. |
В переводе с французского слово натюрморт означает мертвая натура.
Что можно изображать в натюрморте? |
В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи, предметы быта, снедь, цветы, плоды и прочее. |
Возник жанр натюрморта в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. А потом в 17 веке натюрморт признали жанров сложным. Простой натюрморт содержит от одного до трёх предметов, а сложный содержит от четырех предметов и более.
Натюрморты бывают школьными, спортивными, из овощей, фруктов и т.д.
Ребята, обратите внимание она натюрморт, который стоит перед вами, и скажите какой это натюрморт простой или сложный? |
Правильно, натюрморт простой, т.к состоит из трех предметов. |
Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние предметы жизни определенной исторической эпохи.
Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с прекрасными русским художником. Это Михаил Александрович Врубель.
Он родился в Омске. Отец у него был юристом. Вся семья часто меняла место жительства. Мать его умерла, когда он был ещё мал.
Он учился в академии художеств. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавого образа.
Ребята, посмотрите на доску, какие Врубель писал и рисовал натюрморты.
Например, посмотрите, какой чудесный натюрморт. Называется "Шиповник" 1884 г. на фоне изображенной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами. Отчетливо выделяется белый цветок шиповника, оттененный сине-зеленой тканью, а листья растения почти сливаются с тускло мерцающим черным горлышком вазы. Это композиция исполнена невыразимой прелести свежести, которой зритель просто не может поддаться.
Врубель восхищался нежной прелестью цветов и выразил свою любовь в поэтичных натюрмортах. С 1889 художник проживал в Москве. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений. В 1902 г. началась новая роковая полоса в жизни художника. Врубель был неизлечимо болен. Через год умер 2-летний сын живописца. Врубель лежал в больнице и даже в больничной палате мастер не прекращал работать. В период болезни он больше стал писать с натуры. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдание и страсти.
Особенно примечателен в этом отношении его рисунок натюрморт "Подсвечник, графин, стакан". Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Материал, из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения.
Предметы имеют невероятную заостренность в которой заключается истинная суть вещей. Каждая вещь одушевлена, поскольку лишена внутренней устойчивости.
Интересно, что мастер "лепит" объемы таких образом, что штрихи представляются лучами, идущими прямо на зрителя. А линии как будто пронзают предметы на сквозь, преломляясь в них как будто показывает их структуру, оттеняя соразмерность друг к другу пространством и воздушной средой. Врубель провел в больнице 4 года. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова 1906 г. в процессе работы над этой картиной мастер ослеп. В 1910 г. он скончался от воспаления лёгких. Вот такой замечательный художник был, который рисовал натюрморты.
Педагогический рисунок
Ребята, сегодня наша задача с вами нарисовать наш натюрморт в карандаше.
Учитель показывает на доске как построить натюрморт (прил.16).
1 этап. Прежде чем изобразить натюрморт в красках, нужно его построить.
Ребята, с чего мы начинаем построение натюрморта? |
А) расположение листа Б) определить плоскость В) найти общую форму и расположение предметов |
Еще о педагогике:
Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...
Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством
занимательных задач
С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни. 2. Выя ...
Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой
взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...