Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик » Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика

Страница 5

У учителя существует четкий образ каким должен быть ученик и если ребенок не соответствует данному образу, то учитель не принимает его. Возможен и другой вариант. Учитель четко представляет тот образ ученика, личностные качества которого обуславливают негативное отношение и неприятие со стороны учителя. И в случае, если ученик наделен хотя бы несколькими из них он автоматически вызывает эмоциональное неприятие и негативное отношение учителя, изменить которое крайне сложно. Однако, в каждом классе существует свой образ принимаемого ученика в зависимости от личностных особенностей, представлений и предпочтений каждого учителя.

Позитивное отношение учителя вызывает у ученика положительное описание взаимоотношений с педагогом. Для принимаемых учеников характерно описание учителя как доброго, заботящегося, любящего своих учеников. Но было бы неверно говорить об абсолютно некритическом отношении принимаемых учеников к учителю, дети не исключают факта, что учитель может быть строгим и иногда сердится. В описании отношения учеников к учителю преобладает позитивная эмоциональная окраска, а значит и благоприятные эмоциональные переживания, формирующие эмоциональную сферу ребенка.

Негативное отношение, неприятие со стороны учителя обуславливает отрицательное описание образа учителя или его формализацию. Непринимаемые учителем дети говорят о том, что ученики боятся учителя и довольно часто дают в описании характеристики внешних данных, что говорит об отсутствии эмоционального контакта между ребенком и учителем. Или же можно предположить, что дети, используя в описании нейтральные характеристики или характеристики внешних данных, стремятся скрыть свое негативное отношение к учителю. Другие ученики открыто описывают учителя как злого, агрессивного и сердитого, и говорят в разных формах о непринятии учениками учителя. Использование негативных характеристик для описания характера отношений между учителем и учеником говорит об эмоциональной неудовлетворенности, дискомфорте ребенка, и несомненно это наносит урон эмоциональному благополучию ребенка, деформирует его эмоциональную сферу, что приводит к искажению личностной структуры.

Причины эмоциональных переживаний младших школьников связаны с успешностью ребенка в учебной деятельности и взаимоотношениями со значимыми людьми. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого может быть обусловлено неправильной организацией контактов с ребенком: взрослый может терять обратную связь и входить в постоянные конфликты со сложившимися у ребенка аффективными тенденциями. Подобным отношением учитель вызывает ответное эмоциональное переживание у ребенка, разрушительно влияющее на его эмоциональную сферу. Настораживает довольно высокий процент детей, испытывающих эмоциональное неприятие, негативное отношение к личности учителя, выявленный в данной работе. Этот факт заставляет задуматься о проблеме недооценивания роли эмоционального отношения учителя к своим воспитанникам, ведь именно учитель начальной школы формирует отношение ребенка к учебной деятельности и к обучению в целом. При отсутствии позитивного отношения к учителю, у детей испытывающих состояние эмоционального дискомфорта формируется негативное отношение к школе вообще. Важен тот факт, что при становлении взаимоотношений между учеником и учителем, эмоциональное принятие или неприятие, в первую очередь, педагога является приоритетным. В связи с этим возникает вопрос о работе с учителем, с его представлениями об учениках, с его уровнем принятия.

Гипотезы, выдвинутые в ходе исследования, подтвердились. Действительно, отсутствие позитивного отношения учителя оказывает влияние на формирование эмоционального неприятия ученика. Отношение учителя является приоритетным в становлении отношений «учитель – ученик». Подводя общий итог, можно сказать, что задачи были решены и цель работы полностью достигнута.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще о педагогике:

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...

Анализ практического применения методики обучения решению текстовых задач алгебраическим способом
Итак, задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и ...

Теоретические проблемы программированного обучения и методика составления обучающих программ Талызиной Н.Ф
В данной работе мы рассмотрим две работы «Теоретические проблемы программированного обучения» и «Методика составления обучающих программ» Талызиной Н.Ф. Программированное обучение - организация учебного процесса по определённой обучающей программе. Программированное обучение появилось в результате ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru