Программа и структура эмпирического исследования

Страница 2

Исходя из этого, в нашем исследовании при работе с детьми были использованы следующие психодиагностические методики: проективное сочинение “Школа зверей”, Цветовой тест отношений.

1. Проективное сочинение “Школа зверей” (авторы методики Гайдар К.М., Вьюнова М.И.).

Цель использования данной методики состоит в выявлении эмоционального отношения к педагогу, сверстникам и учебной деятельности, особенности восприятия им школьной жизни. Методика основана на механизме проекции-актуализации и переносе переживаний, формирующихся в учебной деятельности на предъявляемый стимул. Авторы теста .опираются на гипотезу, выдвинутую Л.Беллак и А.Вольтман: “процесс проекции у детей значительно облегчается в том случае, когда в качестве персонажей выступают не люди, а животные”.

Процедура проведения: Детям предлагалось, глядя на иллюстрацию, изображающую “Школу зверей”, выбрать какое-либо животное на роль учителя и описать его (см. Приложение 2). Допускались дополнительные разъяснения, время работы не ограничивалось.

Обработка результатов проходила в несколько этапов:

1. качественный анализ и интерпретация результатов. На их основе вычленялись смысловые категории и единицы контент-анализа; проведение контент-анализа.

2. Цветовой тест отношений (Эткинд A.M.)

“Цветовой тест отношений”(ЦТО)- невербальный компактный диагностический отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Его использование опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедура, которого были разработаны авторами. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтверждается во многих эксперементально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов .

ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций — краткий и полный варианты. Нами использовался краткий вариант. В кратком варианте требуется подобрать один цвет самый похожий и подходящий изучаемому понятию.

Процедура проведения:

1. Перед ребенком раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Задается инструкция: “Подобрать цвет самый подходящий учительнице. Цвет выбирается в соответствии с характером, а не по внешнему виду (например, цвету одежды)”.

2. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения ребенка, начиная от “самого красивого, приятного” до “самого некрасивого, неприятного”.

Время проведения теста не ограничено.

Обработка и интерпретация результатов основывается на следующих процедуре формализованого анализа. В целях экономичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций, допускающий статистическую обработку.

В работе с учителем были использованы следующие методики.

Репертуарный тест ролевого конструкта (Келли)

Для изучения представлений учителя об образе принимаемого, непринимаемого и частично принимаемого ученика бал использован метод основанный на теории личностных конструктов Дж. Келли (метод репертуарных решеток). В качестве шкал были выбраны дискрипторы для характеристики личностных особенностей (шкалы частично взяты из опросника личностных черт Т. Лири) .

Испытуемому предлагалось на шкале (7см) отметить точку соответствующую его представлениям о выраженности данной характеристики у конкретного ученика. Левый полюс указывал на выраженность отрицательного свойства, а правый полюс прямой – на выраженность противоположного свойства. Середина прямой соответствовала средней выраженности этих свойств. В качестве объектов оценивания выступали ученики, с которыми учитель непосредственно взаимодействует.

Обработка результатов:

дисперсионный анализ

корреляционный анализ

факторный анализ

класстерный анализ

2. Параллельно было проведено исследование уровня эмоционального принятия учителем этих же учеников с помощью использования цветового теста отношений.

Процедура проведения:

1. Перед учителем раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Задается инструкция: “Подобрать цвет самый подходящий для определенного ученика. Цвет выбирается в соответствии с характером, а не по внешнему виду (например, цвету одежды)”.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Педагогические требования к построению пространства кабинета информатики
Помимо организационных требований кабинет информатики предъявляет и педагогические требования к построению пространства кабинета. Согласно, учебные помещения должны включать: рабочую зону, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств ...

«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...

Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru