Особенности развития внимания первоклассников

Страница 2

И. В. Дубровина отметила, что ощущения являются простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме.

Ощущения, считает Дубровина, - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений.

Так же Дубровина выделяет следующие виды ощущений:

- зрительные ощущения;

- слуховые ощущения;

- обонятельные ощущения;

- вкусовые ощущения;

- осязательные (кожные) ощущения;

- двигательные ощущения;

- органические ощущения.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, врождённа и является безусловно рефлекторной. Ребёнок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Всё богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.

Развитие ощущений, заключила Дубровина, происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств.

И. В. Дубровина отметила, что знания об окружающем мире человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания.

Дубровина характеризует восприятие, как отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт.

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира, но и от индивидуальных особенностей, считает И. В. Дубровина.

Люди различаются, считает она, во – первых, по характеру приёма информации (одни не придают значения деталям и не любят вдаваться в них, а другие, напротив, ориентированы на мельчайшие подробности).

Во – вторых, - по характеру отражения получаемой информации. В этом случае Дубровина различает описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдаёт то, что видит и слышит, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип весьма распространён, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации.

В – третьих, по характеру особенностей самой личности. Здесь Дубровина различает объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость, и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается человеком.

В. С. Мухина отметила, что первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутьё к языковым явлениям. В детские годы развитие речи идёт в двух основных направлениях: во – первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во – вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу, считает В. С. Мухина, словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Однако ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. У ребёнка с развитой речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Не смотря на это, даже очень хорошо развитая речь семилетнего ребёнка – это детская речь.

Так же следует обратить внимание на особенности развития письменной речи первоклассников.

В. А. Крутецкий рассматривает особенности развития письменной речи первоклассников следующим образом: несмотря на то, что письменная речь имеет много общего с устной речью, она имеет специфически ей присущие характеристики. Письменную речь, считает Крутецкий, можно строить более произвольно, написание всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить её необходимыми жестами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Факторы, влияющие на становление личности ребенка
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и др ...

Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики ...

Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru