Особенности развития внимания первоклассников

Страница 3

В «Психологии» В. А. Крутецкого понятие «мышление» толкуется, как процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Крутецкий отметил, что способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребёнка, развития его познавательной деятельности.

В. С. Мухина считает, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?» и «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно – образным. Конечно, первоклассник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст восприимчив к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определённых проблемных ситуаций, считает Крутецкий.

Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребёнка, называет его стадией конкретных операций, с предметами. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся теперь обратимыми. Первоклассники осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по их признаку, например, по высоте и весу.

Следовательно, возраст 7 – 11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребёнка. Его мышление всё больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребёнка приобретают большую развитость – он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

И. В. Дубровина считает, что память, так же, как ощущение и восприятие, является процессом отражения, причём отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Дубровина характеризует память, как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Д. Б. Эльконин отметил, что в младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

И. В. Дубровина отметила, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредованную, произвольную. Память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

И. В. Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, который обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаёт необходимые условия для освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.

Развитие моторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Так же Дубровина подытожила, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

А. А. Реан считает, что в младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни. 2. Выя ...

Возрастные особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Принципы наглядности на уроках ИЗО
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru