Особенности развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

- раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»;

- раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников;

- раскрытие особенности развития внимания первоклассников.

Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания первоклассников, мы раскроем содержание основных понятий, таких, как: «развитие» и «внимание» и опишем особенности психолого-педагогического развития первоклассников.

Содержание понятия «развитие» разные авторы характеризуют по-своему.

Автор «Философского энциклопедического словаря» Губский Е. Ф. характеризует развитие как философскую категорию, выражающую процесс движения, изменения целостных систем, возникновение качественно нового объекта, направленность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, развертывание во времени.

В. И. Даль, автор «Толкового словаря русского языка» даёт следующее определение: развитие – изменение природных и общественных явлений, а также человеческого сознания, характеризующееся рядом важных особенностей. Во-первых: это изменения не случайные, а происходящие закономерно. Во-вторых: это изменения необратимые и направленные, представляющие собой переход к новым состояниям.

Анализируя содержания вышепредставленных понятий, мы пришли к выводу, что развитие определяется как процесс, но в школьном словаре Горбунова - это процесс перехода от низшего к высшему; в «Современной философии» Кохановского – процесс изменения целостных систем, возникновения качественно нового объекта; а в Словаре-справочнике по обществознанию Чернавина – это процесс перехода к новым состояниям.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Большого психологического словаря» Б. Г. Мещерякова, который определяет развитие как конструктивное изменение, переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию объектов.

Теперь рассмотрим содержание понятия «внимание».

Автор «Возрастной психологии» Мухина В. С. Определяет внимание как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии.

Автор учебного пособия «Психология» Крутецкий В. А. даёт понятие вниманию как направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

И автор «Большого психологического словаря» Мещеряков Б. Г. Определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач.

Что же касается понятия «внимание», то мы можем сказать, что оно определяется тоже как процесс направленности, но в «Философском энциклопедическом словаре» Губского – это процесс направленности психической деятельности, в «Философском словаре» Фролова – это процесс направленности и сосредоточенности познавательной и практической деятельности человека, а в «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова – это процесс настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Философского словаря» Губского: внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии.

И. В. Дубровина отмечает, что природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился:

- способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

- способностью помнить, думать, соображать;

- способностью говорить и понимать речь других людей;

- способностью быть внимательным.

Психические процессы, считает Дубровина, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или психологическими особенностями человека. К таким особенностям относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление и воображение.

У первоклассников можно выделить психолого – педагогические особенности их развития, в частности: ощущения, восприятия, речи, мышления, памяти, моторики, ну и конечно, внимания.

По мнению В. А. Крутецкого ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.

Крутецкий отметил, что психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно – изобразительной, музыкальными занятиями.

Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности
Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Об определяющей роли учите ...

Воспитания гражданина и патриота в России 19 века
В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека п ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru