Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности » Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Страница 1

Существуют определенные методы и приемы, с помощью которых можно формировать и развивать положительную мотивацию младших школьников к учебной деятельности.

Для того, чтобы сформировать познавательный интерес, чувство долга и ответственности и другие положительные мотивы учения используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, специально направленных на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению младших школьников знаниями, умениями и навыками.

Бабанский Ю. К. разделяет методы стимулирования и мотивации учения на две большие группы: методы формирования познавательных интересов и методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Методы формирования познавательного интереса. Исследования Г. И. Щукиной и Н. Г. Морозовой, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что любые интересы характеризуются по крайней мере тремя обязательными моментами:

положительные эмоции по отношению к деятельности,

наличие познавательной стороны этой эмоции,

наличие непосредственного мотива, идущей от самой деятельности

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Метод создания эмоционально-нравственной ситуации. Один из приемов, входящих в этот метод – прием создания ситуаций занимательности – введение занимательных примеров, опытов, фактов. Также для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.

Стимулирующее влияние содержания обучения. Основной источник интереса к учебной деятельности – это прежде всего ее содержание. Содержание любой программы отвечает требованиям дидактических принципов. Но существуют приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, к достижениям современной культуры, искусства, к явлениям общественной жизни. При их использовании учащиеся значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и потому относятся к ним с большим интересом.

Дидактические игры. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учеба, но игра остается важной составляющей жизни ребенка, дети младшего школьного возраста любят играть, практически все свободное время они проводят в игре. Поэтому дети всегда с восторгом отзываются на предложение учителя поиграть. Занимательные задания в игровой форме активизируют память, мышление, внимание, воображение школьников.

Анализ жизненных ситуаций. Каждый ученик обязательно должен понимать для чего необходимы знания, которые даются в школе, где и как их применять. С этой целью можно проводить специальные беседы или в ходе урока инсценировать различные жизненные ситуации (например, ситуация «поход в магазин» при изучении темы по математике «Цена, количество, стоимость»).

Создание ситуаций успеха. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Для этого педагогически грамотные учителя так подбирают задания для учеников, чтобы те их них, которые нуждаются в стимулировании, получили на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили к выполнению более сложных упражнений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи младшим школьникам в выполнении учебных заданий одинаковой сложности. Также необходимо поощрять промежуточные действия школьников. Для ситуаций успеха необходима и благоприятная морально-психологическая атмосфера. Это снижает чувство неуверенности, боязни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Латерализация функций полушарий головного мозга
У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании ...

Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики 3 «Д» класса школы № 119 города Уфы. Краткая характеристика испытуемых: Андрей Демидов Общительный, ...

Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи
Речевое воздействие (РВ) - воздействие субъекта на реципиента в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которое осуществляется с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств и отличается особыми предметными целями говорящего, предполагающими изменение отношен ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru