Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Одной из самых актуальных тем в современной педагогической науке является тема мотивационно-ценностного отношения учащихся к учебной деятельности. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должного внимания мотивации своих учащихся.

Ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.

Задача учителя прежде всего состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить в нем желание учиться осваивать новый материал, и работать с ним.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Большой вклад в разработку проблемы мотивации младших школьников внесли ученые А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина, А.К. Маркова и другие ученые. Ю.К. Бабанский разработал классификацию методов обучения, в которой выделил методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Творчески работающие учителя начальных классов постоянно находятся в поиске приемов повышения мотивации к учебной деятельности своих учеников, в своей работе они используют занимательные задания, интересные факты, наглядность, возможности ТСО и другие.

Цель исследования – разработать и теоретически обосновать комплекс уроков, направленных на формирование мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности.

Объект исследования – учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности.

Гипотеза исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности будет эффективным если:

1. учитываются особенности мотивации к учебной деятельности младших школьников;

2. реализуется комплекс уроков с использованием методов активизации мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности.

Методы исследования – анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

База исследования – МОУ «СОШ №76» г. Оренбурга.

Еще о педагогике:

Методическая система: понятие и виды
Технология обучения часто отождествляется с методикой преподавания. Однако ряд авторов разграничивают эти понятия. Чаще всего «под термином «методика» в литературе принято понимать совокупность способов преподавания». Однако в «настоящее время сложились два понятия методики преподавания: в узком см ...

Структура управления
Рис. Взаимодействие данных структурных подразделений осуществляется на следующих уровнях: - административный (Генеральный директор) - учебный – вопросы реализации образовательного процесса (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - методический – методическое сопровождение образовате ...

Характеристика возрастных особенностей старшего школьника
«Годы юности – самые трудные годы». Иммануил Кант Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развитая. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического в ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru