Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности » Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Страница 2

Методы стимулирования долга и ответственности. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения общественной и личностной значимости учения, предъявление требований, поощрения, контроль. Методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учения. Убеждение школьников в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии общества.

Разъяснение личностной значимости учения. Любое задание учителя младший школьник осознанно или неосознанно сопоставляет со смыслом его выполнения для себя. Поэтому учитель должен помочь детям осознать личностный смысл учения.

Предъявление учебных требований. Этот метод определяется правилами поведения, критериями оценки знаний, правилами внутреннего распорядка, Уставом школы. Большую роль в этом играет пример других учеников и самих учителей.

Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения младших школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, учебе. Круг поощрений разнообразен: похвала, выставление повышенной отметки и др. Применение порицаний и других видов наказаний – исключение в формировании мотивов учения. Они применяются как правило лишь в вынужденных ситуациях.

Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.

У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке и др. Отсюда следует, что при разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать их наличный уровень и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей .

Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно. Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности .

Мотивационный этап.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Принцип научности
Принцип научности, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Практика прогрессивных дидактических с ...

Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога
Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливост ...

Силы, вызывающие стойку на голове с согнутыми ногами, их происхождение и взаимодействие
Гимнастические упражнения отличаются от многих других в первую очередь большой определенностью требований к позам тела в каждый момент выполнения упражнений. Пространственная картина движений, выполняемых в суставах тела, также очень определенна. В настоящей главе в основном рассматриваются характе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru