Структура содержания начального курса географии

Страница 3

Географическое содержание располагает многими возможностями для формирования у школьников общечеловеческих нравственных ценностей - любви к отечеству, земле, людям, труду, знаниям и др., система которых определяет позицию человека по отношению к окружающему его миру. Начальная школьная география раскрывает перед учащимися те стороны окружающей среды, которые особенно дороги каждому и близки нашему сердцу, нуждаются в заботе и внимании. И.Я. Лернер, занимавшийся проблемами формирования мировоззрения, отмечал взаимосвязь усвоенных мировоззренческих связей с фундаментальными личностными образованиями: потребностями и ценностными ориентациями. По его мнению, одним из показателей сформированности мировоззрения является соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека.

Среди ценностных ориентаций первостепенное значение по праву принадлежит экологическим. Ценностные ориентации - это знания о значении природной среды как среды обитания и материальной основы жизни. Подвергаясь оценке, они становятся ценностными отношениями и, следовательно, личностно значимыми. Экологические проблемы своей страны доступны многим для непосредственного наблюдения, а местные - всем без исключения. Их изучение, по мнению многих географов и специалистов-педагогов, - основа экологического образования и воспитания. Знание экологических проблем служит обоснованности, аргументированности экологических отношений и убеждений учащихся. Многие из этих проблем соотносятся с проблемами глобальными. На примере своей области реализуется принцип «глобальное в местном». Вместе с тем экологические проблемы разнообразны и имеют региональную окраску.

Таким образом, география своего края вносит существенный вклад в решение приоритетной задачи школы – воспитание глубоко нравственной личности с высоким уровнем экологической культуры. Понимание того, что окружающая природная среда нуждается в заботе и защите, - экологическая и нравственная ценность, а такое понимание возникает в процессе изучения природы и экологических проблем. Деятельностный компонент экологической культуры можно реализовать главным образом в местных условиях.

Современная география изучает пространство в различных измерениях - историческом, культурном, выявляет его современные характеристики. На начальный школьный курс географии ложится задача придать его содержанию общекультурную, просветительскую функцию.

Концепция ценностного подхода в изучении географии предполагает реализацию в ее содержании социокультурного направления и обращение к историзму как средству раскрытия культурных ценностей географического характера. География - важнейший элемент современной культуры. Соединение истории и географии расширяет поле географического анализа за счет изучения географии во времени, позволяет раскрыть особенности взаимодействия человека и природы в прошлом (этапы освоения территории, история создания промышленных предприятий, использующих природные ресурсы, и др.). Появляется возможность характеристики историко-культурного пространства, что придает дополнительный интерес изучению региональной географии (культурно-исторические центры Беларуси, памятники архитектуры в их природном окружении, обожествляемые в прошлом объекты природы и др.). В нашей стране доступными являются поездки в Несвижский и Мирский замки, экскурсии по крупным региональным рекам (Двина, Сож, Неман и др.) на короткие расстояния. Есть и другая счастливая возможность – у нас имеются известные на всю Европу заповедники (Беловежская, Налибокская пущи и др.). Все это усиливает эмоциональность учебного процесса, добавляет в него новые краски, придает дополнительный интерес изучению начальной географии.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Особенности толкования устаревшей лексики
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...

Понятие дидактической игры и педагогическая сущность
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способам ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru