Структура содержания начального курса географии

Страница 2

По мнению С.Ф. Егорова, курс географии «располагает большими возможностями удовлетворить социальные потребности учащихся». К социальным целям изучения географии своей области прежде всего отнесем возможности адаптации учащихся к жизни в социальных условиях своего края. Современная география любую территорию рассматривает как арену жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, со своими потребностями и привязанностями. Многие проблемы социализации связаны с содержанием географии. Каждый из нас живет в трех мирах - мире природы, культуры, в социуме. География помогает познанию социального мира, обязана показать окружающий мир таким, каким он является на самом деле, сделать правильный выбор жизненного пути, освоить социальные роли. Многими нитями человек связан с тем местом, где он родился и живет. Ценность географии − в ознакомлении и истолковании текущих событий социально-экономического характера, природных отличий и тем самым в создании ценностных отношений. Географическое содержание не бесстрастно. Учащиеся не только усваивают знания и умения, но и с помощью учителя вырабатывают свое отношение к изучаемому.

Таким образом, содержание географического образования предполагает:

а) осмысление учащимися места географии в жизни общества и усвоение истории её развития;

б) приобретение умений ориентирования на местности, анализа и составления графиков, таблиц, карт, структурно-логических схем; пользования географической картой, статистическими материалами, справочниками, научной и научно-популярной литературой;

в) формирование представлений о пространственном многообразии современного мира, о его общих и региональных особенностях и в динамике; о природных, этнических, социальных, хозяйственных, культурных, религиозных и других процессах, протекающих на разных уровнях, – материков, крупных регионов, стран, Республики Беларусь;

г) выработку понимания причинно-следственных связей и пространственно-временных закономерностей между географическими явлениями и процессами, предвидения результатов тех или иных действий по отношению к природной среде;

д) овладение умениями использовать физико-географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, интерпретировать и использовать географическую информацию в повседневной практике.

Идти к личности можно разными путями, в том числе с помощью содержания. Каждому живущему в той или иной местности надо хорошо знать ее, свое природное и экономическое окружение, понимать, почему люди живут так, а не иначе, каковы возможности ее изменения к лучшему.

Постепенно возникает чувство территории своей малой родины, понимание ее своеобразия и «особости». Есть «магия места». Психологи, да и географы знают, что место обладает колоссальной силой воздействия, каждая местность накладывает отпечаток на внешний облик, психический склад человека и другие стороны личности. Различен национальный характер представителей разных народов, но есть различия и у жителей разных мест. Минчане отличаются от жителей Бреста, гродненцы иные, чем гомельчане. Изучение местной географии помогает понять, да и объяснить эти различия. Человек должен понимать место, где он родился и живет.

Неоценима функция географии в воспитании любви к своей малой Родине. В формировании этого чувства чаще всего обращаются к ее прошлому, к ее истории, вспоминают великих людей. Это правильно, но недостаточно. Патриотизм - это чувство не столько рациональное, сколько эмоциональное. Обычно его трудно, а скорее всего невозможно выразить в словах. Когда мы вспоминаем о своей родине, то прежде всего перед глазами встает «домик окнами в сад». Одним из элементов патриотического чувства, несомненно, является любовь к родной природе и, следовательно, к родной земле. В. Солоухин утверждал, что при созерцании природы в душе человека возникают самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы, и в этом драгоценное, необъяснимое свойство природы. Курс начальной географии вводит учащихся в мир личных смыслов и ценностей. Региональная география в этом отношении имеет много возможностей, поскольку объекты ее изучения хорошо знакомы, близки и небезразличны. Гуманитарные элементы в этом знании преобладают. Эмоционально-оценочная функция географического образования во многом связана с экологическим содержанием изучаемого. Базовая человеческая ценность, здоровье, по утверждениям медиков, на 20-25% зависит от состояния природной среды. Для многих современных школьников характерно потребительское отношение к природе. Экологическое, средообразующее значение природы, особенно в сельской местности, осознается меньшим числом детей. Если, изучая природный облик своей области, проанализировать и раскрыть многостороннее, универсальное значение природы, то доля учащихся, видящих в ней только ресурсную, потребительскую ценность, сокращается. Учащиеся не только усваивают знания, но и вырабатывают свое отношение к нему. В свою очередь, эти личностные образования лежат в основе формируемых убеждений и помогают в реализации мировоззренческой функции начального курса географии.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики ...

Различные методы изучения приложений интеграла в физике
Авторы различных учебников по–разному выводят формулы при изучении приложений интеграла. Рассмотрим несколько различных методов получения (вывода) формул.I. Составление интегральных сумм.Масса стержня переменной плотности.Будем считать, что отрезок [a; b] оси Ох имеет массу с переменной линейной пл ...

Инновационные подходы к обучению астрономии
Что носится в воздухе и чего не требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования. И. Гёте Методами, формами, средствами, технологиями, изложенными нами в предыдущем параграфе далеко не кончается широкий спектр возможностей преподавания астрономии. Третье тысяч ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru