В постановке цели воспитания совести большое значение для В.А. Сухом- линского имела необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. По этому поводу он пишет, что «даже грудные дети не одинаковые: один — крикливый, другой
— спокойный; один капризный, другой благодушный и покладистый». Его требование к учителям относительно учета индивидуальных и возрастных особенностей тесно связано с требованием тщательного изучения самого процесса воспитания совести. Ярким примером тому служат собственные обращения Василия Александровича к самим детям: «С того времени, как ты делаешь свой первый шаг по земле и начинаешь видеть мир, к тебе устанавливается определённое отношение со стороны старших. Ты очень рано, 6-или 7-летним ребёнком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь.».
Воспитание совести, считал В.А. Сухомлинский, наряду с усвоением моральных понятий начинается с крупиц нравственности исходя из того, что «совесть — существо чрезвычайно тонкое, нежное и капризное». Он рекомендует школьным учителям учить детей и подростков повелевать своей совестью, держать ее в узде, тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков, поведения всей жизни. В качестве наставления В.А. Сухомлинский приводит стихи Н. Заболоцкого:
личность совесть духовный сухомлинский
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звёзды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай её узды .
Следует отметить, что выявленные педагогом смыслы воспитания совести обосновываются соответствующими необходимыми примерами из жизни своих подопечных: Феди, Мишко, Станислава, Юрки. Он проводит мысль о важности непрерывного процесса воспитания совести в любых реальных моментах жизни, самое главное — не упустить время.
Удивляет в Василие Александровиче его умение выделять острые проблемы времени и донести их детям на самом доступном языке. В книге представлена также быль о жителях зоны затопления, когда строилась Кременчугская гидроэлектростанция. Она никого не оставляет равнодушным, особенно тех, кого постигла такая же участь: потеря малой родины в связи строительством грандиозных сооружений. Герой рассказа привозит своих детей и внуков вернуться на место старого дома, чтобы делать самую главную работу — подметать двор. Причём не оставляя ни одной сухой веточки, ни клочка бумаги. На вопрос, почему они это делают, отвечает:
— Совесть у человека должна быть чистой — вот для чего мы двор подметаем и мусор вывозим. Не для рыб стараемся, а для себя; чтобы не стыдно самому себе в душу заглянуть.
С учетом понимания концептуальной значимости его идей и педагогического опыта в современных условиях нами сделана попытка создать своеобразную программу под названием «Тропинки совести» в виде тематических (дидактических) единиц и педагогических постулатов. Нами сохранены принцип изложения наставлений о совести и тематика расположения материала, которая представляет логическую завершенность. Программа сведена в 9 тематических групп и выражается в следующем:
Совесть как знание. Структурные компоненты совести. Переживание. Чувствование. Стыд. Ответственность. Долг. Долженствование. Достоинство. Честь. Красота. Установление добросовестных отношений между близкими людьми.
Постулат: «Воспитание совести — одна из утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования».
голос внутреннего «я». Развитие видения самого себя. Самовоспитание и самосовершенствование.
Постулат: «Будь честен наедине с самим собой».
Долг по отношению к другим людям. Долженствование как школа воспитания. Человеческая потребность - потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Коллектив — самый могучий побудитель самовоспитания личности.
1. Постулат: «Только в величии духа постигается долг».
2. Чувство стыда как неотъемлемое свойство совестливого человека. Стыдливость как показатель высокоразвитой и чуткой совести. Угрызение совести.
3. Постулат: «Совесть хоть и без зубов, а грызет» (русская пословица).
4. Моральные понятия: добро и зло, их сущность. Честь и бесчестие, их сущность. Справедливость и несправедливость, их сущность. Моральная стойкость и несгибаемость личности.
Еще о педагогике:
Результаты реализации программы развития организаторских способностей
подростков в детском оздоровительном лагере
После апробации программы на базе лагеря "Иртышские зори" можно подвести итоги. Анализ результатов теста "Кто ты?", который был проведен в начале смены, показал, что большинство детей эмоциональны, открыты для новых идей, знаний, легко усваивают все новое, приезжают в лагерь, чт ...
Кадровый состав центра
Общая численность работников-217, из них 106- педагогических работников. Среди них- 75 педагогов дополнительного образования, 8 –педагогов-организаторов, 9-методистов, 14-концертмейстеров. Рис. Педагогический персонал Таблица Нормативно-правовое обеспечение деятельности Методического центра Организ ...
Технология обучения: понятие и задачи
Развитием идей программированного обучения явилась педагогическая технология – такой взгляд на процесс обучения, согласно которому обучение должно быть максимально управляемым процессом, в отличие от традиционного обучения с не строго определенным и направленным воздействием на ученика. Предыстория ...