Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Статьи о педагогике » Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Страница 4

5. Постулат: «Обращаться к совести - это значит верить, доверять».

6. Цель воспитания совести. Желания и стремления. Самоконтроль и самопроверка поступков.

7. Постулат: «Поступай по велению собственной совести».

8. Добро как выражение внутреннего побуждения. Творение добра. Умение замечать тончайшие порывы души.

9. Постулат: «Развивай чуткость своей совести».

10. Этические беседы как один из методов воспитания совести («Что такое совесть?», «Что значит жить по совести?», «Что значит учиться на совесть?», «Совесть — мать всех добродетелей» и др. Уроки совестливости (чтение художественной литературы, разбор нравственных ситуаций и т.д.).

11. Постулат: «Как неповторим человек, так и неповторимы условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют воспитанию совести».

12. Святое и нерушимое в человеке. Нравственные и духовные ценности в истории человеческого общества.

13. Постулат: «Воспитывай чистую совесть».

14. Образцы нравственного величия. Пример как мотив желания стать настоящим человеком.

15. Постулат: «К костюму совести не пришьешь» (русская пословица).

16. Тропинки совести. Главные тропинки совести: регуляция собственного желания; преодоление трудностей; вкладывание духовных сил в труд; борьба с потребительским отношением к человеку.

Постулат: «Расчищай тропинку к своей совести».

Системообразующей идеей программы «Тропинки совести», состоящей из 11 пунктов, выступает гуманистически направленная, общественно значимая совместная деятельность субъектов образования: педагогов, детей и их родителей, общественности. Здесь заложено их общее стремление проникнуть в глубинный мир личности через определённые тропинки, ведущие к нравственному закону — совести. В постулате «Расчищай тропинку к своей совести» - суть всех заповедей В.А. Сухомлин- ского, изложенной в книге «Как воспитать настоящего человека».

В.А. Сухомлинский пунктуально, шаг за шагом раскрывает пути воспитания совести, при этом уделяя должное внимание примеру учителя: «Воспитатель только тогда является сеятелем разумного, доброго, вечного, когда он правильно видит добро и зло, правильно оценивает тончайшие порывы души, мысли, намерения, устремления». Данная цитата, ставшая давно крылатой, была посвящена

В.А. Сухомлинским именно совести в заглавии под названием «Совесть как чуткий страж поступков».

В.А. Сухомлинский принципиальное внимание уделял профессиональной подготовке учителя и признавал ее величайшую роль в воспитании совести. Фундаментальное значение для современного воспитания имеют те методы и средства, подсказываемые гением педагогики. Всё, что излагает Сухомлинский о совести и её компонентах, важно для родителей, учеников и учителей одновременно. Он блестяще доказывает исключительность роли учителя — учителя знающего, профессионально подкованного в вопросах внутреннего мира ребенка. Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, — писал он, — с детьми надо говорить тонко, умно, задушевно и — особенно важно, — к чему-то призывая и побуждая их, обращаясь к их же совести. А обращаться к совести — это значит верить, доверять.

В книге «Как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственном формировании школьников на современном этапе исторического развития российского общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня и потому представляет большой практический интерес, требует к себе должного исследовательского отношения.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о педагогике:

Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...

Методические аспекты изучения линий второго порядка в школьном курсе алгебры 7-9 классов
Анализ содержания темы «Линии 2го порядка» в школьных учебниках. (учебники по алгебре под редакцией Г. В. Дорофеева, Ш. Ф. Алимова, А. Г. Мордковича) Обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса, а также изучения линий второго порядка является тематическое планирование и учебники. Из анализ ...

Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, псих ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru