Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Статьи о педагогике » Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Страница 2

В то же время Василий Александрович предостерегает учителя от того, что школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего, а должно быть гражданской жизнью молодого человека сегодня. Он рассматривал этот процесс как интегративный компонент духовно-нравственного формирования личности. Следует сказать, что В.А. Сухомлинский был одним из немногих педагогов, которые возвышали свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей народов в годы глубокой то- тализации советского государства.

Последовательно выявляя и раскрывая сущность, структуру и динамику проявления совести, Василий Александрович мастерски подводит учителя к процессу ее воспитания, в ходе которого происходит усвоение личностью моральных понятий, совестливых установок, духовных и нравственных ценностей.

В центре внимания В.А. Сухом- линского оказались такие структрные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы на специальных уроках совестливости. Он утверждает, что привести человека к позитивному душевному состоянию очень нелегко. Здесь самое главное, — пишет он,- оставить его наедине со своей совестью, осветить его душу светом добра. Он призывал своих воспитанников быть ответственными, уметь быть духовно сильными и мужественными, прежде всего, по отношению к самому себе, пробуждать в себе угрызения совести, развивать чуткость своей совести.

В структуре совести несомненный интерес вызывает позиция автора о стыде. Василий Александрович придавал чувству стыда большое внимание, считал его внутренней работой самой личности. Развитое чувство стыда у Сухомлинского связано с осознанием личности своего ненадлежащего поведения, иногда даже самоосуждением. Именно такой человек в разрешении проблем и противоречий жизни способен опираться только на себя, на свои собственные принципы, причём исключительно на духовные и нравственные.

Умение устыдить и пристыдить он относит к большому искусству педагога. По сути, Василий Александрович призывает учителя овладеть искусством обращения к сознанию через тончайшие, чувствительные уголки сердца. Стыд, по определению В.А. Сухомлинского, есть способность человека совестливо удивляться. Раскрывая сущность стыда как важнейшего компонента совести, Василий Александрович предупреждал педагога о том, что он не должен иметь ничего общего с унижением, оскорблением, осмеянием человеком.

Весьма актуальным на сегодняшний день по своему содержанию выступает оригинальный свод наставлений о стыде и стыдливости, составленные В.А. Сухомлинским:

— стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

— стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»;

— сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»;

— стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

— стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины — будущей матери гражданина;

— стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке;

— стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств;

— стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе.

Как видно, поучения и наставления В.А. Сухомлинского написаны в духе поговорок и пословиц, и потому они легко воспринимаются и запоминаются. О своей безмерной любви к устному народному творчеству писал академик г.Н. Волков: «Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы». Оригинален и язык изложения, точность формулировок, их образность и эмоциональность.

Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, необходимо начать с освоения моральных понятий, которые должны быть не только усвоенными, но и превратиться во внутренние личные стремления. По этому поводу он дает следующее наставление: «Как бесценное моральное богатство надо беречь эти душевные порывы, не осквернять их равнодушием». Как подчеркивает В.А. Су- хомлинский, моральные знания всегда связаны с нравственными ценностями общества и получают свое развитие в деятельности и поведении людей. В какой-то степени В.А. Сухомлинский считал совесть своего рода критерием моральности поведения личности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...

Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями учитель - ученик
Существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях, а цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Исходя из этого мы можем понять внутреннее эмоциональное отношение учеников к учителю и, главное, о ...

Разработка и реализация управленческих решений в системе дошкольного образования
Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. Согласно теории упр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru