Общедидактические подходы к гуманизации образования

Страница 2

Ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма принцип педагогической деятельности.

Природе гуманизации образования присущи инвариантные характеристики: рефлексивность на полюсе учителя и на полюсе ученика; гуманистический подход к личности школьника; соучастие учителя в формировании у детей определенных норм в отношении к миру, к людям и самому себе; признание ценности конкретного школьника; соотнесенность школьника; соотнесенность деятельности учителя с развитием и становлением ребенка. Гуманизацию обучения нельзя свести к каким–то конкретным технологиям или методам обучения. Это ценностная ориентация, в основе которой – перестройка личностных установок педагога.

Важно помнить, что интерес к учению возникает только в том случае, если этой деятельности сопутствует успех, если любой учащийся оценивается с учетом собственного темпа продвижения, если оценка учения не ограничивается, лишь результатами продуктивной деятельности школьника.

Развитие ученика будет эффективным при условии, если обучение вызывает положительные эмоции, если ребенок чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, независимо от результатов учения. Важно установить, сформирована ли у него мотивация учебной деятельности, интересно ли ему на уроке, хочется ли идти в школу, а после урока продолжить процесс познания, приобрел ли он опыт творческой деятельности.

Гуманизация образования, несомненно, означает максимально возможную индивидуализацию учебно– воспитательного процесса. Она очень затруднена при фронтальной работе с классом. Обычно в ней участвуют лишь дети, способные проявить вербальную активность, но в невыгодном положении оказываются те, у кого доминирует практический интеллект или преобладает эмоционально–образное мышление. Фронтальные формы обучения не позволяют учителю в полной мере учесть индивидуально – типологические особенности каждого. Понятно, что ученик со слабым типом нервной системы может работать только в своем генетически заданном ритме.

Гуманизация образования предполагает и его дифференциацию. Очевидно, эффективнее всего она может быть реализована в различных типах учебно–воспитательных учреждений. Думается, в непрофилированных школах нормативный минимум по естественнонаучным предметам и дисциплинам математического цикла может быть несколько упрощен. Постоянная ориентация учителей на усвоение усложненного учебного материала приводит лишь к тому, что большинство учащихся, не справляясь с ним, начинают ненавидеть школу и все связанное с ней. А верхняя планка должна быть у всех разной и необязательно рассчитанной на предстоящую интеллектуальную деятельность, в частности на поступление в вуз. Не менее важно развивать у детей социальный, практический интеллект и поощрять их инициативу в этом плане. Должна быть разной эта мерка и с точки зрения предметной специфики, а также достижения определенного творческого уровня.

Сегодня гуманистическая школа существенно меняет представление о характере взаимоотношений между участниками учебно – воспитательного процесса, утверждается стиль доверия, сотрудничества и сотворчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций, эмпатии. Все это избавляет учителей и учащихся от психологического дискомфорта, от состоянии одиночества, беспокойства, тревоги. Известно, что подавление и вытеснение человеком своих внутренних побуждений, не возможность или нежелание поделиться мыслями и чувствами с другими приводят к различным психосоматическим расстройствам. Число таких состояний с каждым годом растет среди учащихся и педагогов.

Гуманистически ориентированный учитель должен обладать безусловным позитивным отношением к ученику, принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к целостной личности. Ему свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, способен на проявление душевных качеств, искренних эмоций и чувств. Учитель – гуманист способствует становлению в каждом чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для его полноценного развития. Это человек, облегчающий учение. Само же преподавание в таком случае становиться не просто средством передачи информации, а процессом радостного осмысления.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

График учебного процесса
График учебного процесса определяет календарные сроки всех видов учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, выполнения дипломных проектов, проведения производственных практик, сдачи государственных экзаменов. График учебного процесса — составная часть учебного плана, которая содержит (в табл ...

Специфика формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
Установлено, что специфические особенности развития когнитивной и речевой сфер у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловливают своеобразие формирования математических представлений и навыков счетной деятельности (Л.Е. Томме). Среди нарушений процесса овладения математическими по ...

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru