Общедидактические подходы к гуманизации образования

Страница 2

Ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма принцип педагогической деятельности.

Природе гуманизации образования присущи инвариантные характеристики: рефлексивность на полюсе учителя и на полюсе ученика; гуманистический подход к личности школьника; соучастие учителя в формировании у детей определенных норм в отношении к миру, к людям и самому себе; признание ценности конкретного школьника; соотнесенность школьника; соотнесенность деятельности учителя с развитием и становлением ребенка. Гуманизацию обучения нельзя свести к каким–то конкретным технологиям или методам обучения. Это ценностная ориентация, в основе которой – перестройка личностных установок педагога.

Важно помнить, что интерес к учению возникает только в том случае, если этой деятельности сопутствует успех, если любой учащийся оценивается с учетом собственного темпа продвижения, если оценка учения не ограничивается, лишь результатами продуктивной деятельности школьника.

Развитие ученика будет эффективным при условии, если обучение вызывает положительные эмоции, если ребенок чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, независимо от результатов учения. Важно установить, сформирована ли у него мотивация учебной деятельности, интересно ли ему на уроке, хочется ли идти в школу, а после урока продолжить процесс познания, приобрел ли он опыт творческой деятельности.

Гуманизация образования, несомненно, означает максимально возможную индивидуализацию учебно– воспитательного процесса. Она очень затруднена при фронтальной работе с классом. Обычно в ней участвуют лишь дети, способные проявить вербальную активность, но в невыгодном положении оказываются те, у кого доминирует практический интеллект или преобладает эмоционально–образное мышление. Фронтальные формы обучения не позволяют учителю в полной мере учесть индивидуально – типологические особенности каждого. Понятно, что ученик со слабым типом нервной системы может работать только в своем генетически заданном ритме.

Гуманизация образования предполагает и его дифференциацию. Очевидно, эффективнее всего она может быть реализована в различных типах учебно–воспитательных учреждений. Думается, в непрофилированных школах нормативный минимум по естественнонаучным предметам и дисциплинам математического цикла может быть несколько упрощен. Постоянная ориентация учителей на усвоение усложненного учебного материала приводит лишь к тому, что большинство учащихся, не справляясь с ним, начинают ненавидеть школу и все связанное с ней. А верхняя планка должна быть у всех разной и необязательно рассчитанной на предстоящую интеллектуальную деятельность, в частности на поступление в вуз. Не менее важно развивать у детей социальный, практический интеллект и поощрять их инициативу в этом плане. Должна быть разной эта мерка и с точки зрения предметной специфики, а также достижения определенного творческого уровня.

Сегодня гуманистическая школа существенно меняет представление о характере взаимоотношений между участниками учебно – воспитательного процесса, утверждается стиль доверия, сотрудничества и сотворчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций, эмпатии. Все это избавляет учителей и учащихся от психологического дискомфорта, от состоянии одиночества, беспокойства, тревоги. Известно, что подавление и вытеснение человеком своих внутренних побуждений, не возможность или нежелание поделиться мыслями и чувствами с другими приводят к различным психосоматическим расстройствам. Число таких состояний с каждым годом растет среди учащихся и педагогов.

Гуманистически ориентированный учитель должен обладать безусловным позитивным отношением к ученику, принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к целостной личности. Ему свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, способен на проявление душевных качеств, искренних эмоций и чувств. Учитель – гуманист способствует становлению в каждом чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для его полноценного развития. Это человек, облегчающий учение. Само же преподавание в таком случае становиться не просто средством передачи информации, а процессом радостного осмысления.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...

Принципы наглядности на уроках ИЗО
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом ...

Применение таблиц в школьном курсе физики 11 класса
Демонстрационные таблицы по физике могут быть применятся практически на любых этапах проведения урока: при изучении нового материала, при закреплении уже изученного материала. Таблицы должны быть красочными, чтобы привлекать внимание учащихся, и иметь четкую структуру, чтобы делать акцент учащимся ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru