Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.
– Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.
Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.
Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:
– В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения? Посмотрит ребенок на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знаки обратят его внимание на победы. А что касается самих ошибок, то они вовсе не такие уж опасные симптомы в развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая, анализируя ошибку, ребенок может иногда успешнее овладеть эталоном.
“Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.
Искусство владеть своим внутренним миром
Современное значение слова “школа” утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считает Амонашвили. – Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется также как дом радости (греч.), что не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Не подвергая сомнению значимость знаний и умений, смею утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили – уроки духовной жизни.
Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?
– Духовная жизнь есть высший план бытия, та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвет и прогресс. Следует только сожалеть, что традиционная, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом. В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие, служение планетарной и космической эволюции, чувства заботы и сострадания, сознание жизни, смерти и бессмертия . Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.
Еще о педагогике:
Запуск и завершение работы прикладной программы
Для работы с различными видами информации используются прикладные программы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов, создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладные программы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполн ...
Приемы работы с клавиатурой
Десятипальцевый метод печати появился в прошлом столетии для пишущих машинок и широко используется сейчас при работе за компьютером. Этот метод позволяет научиться печатать быстро и без ошибок. Десятипальцевым этот метод называется потому, что предполагает строгое распределение клавиш клавиатуры ме ...
Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками
с нарушениями слуха
Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формир ...