Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике

Статьи о педагогике » Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии » Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике

Страница 1

В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием и психологическим благополучием народа. По мировой статистике Республика Беларусь, как ни странно, – в числе лидеров по убийствам и суициду, по курению, по алкоголизму, на одном из последних мест по состоянию физического и психического здоровья населения, по продолжительности жизни людей. Мы – занимаем не самые лучшие места по всем главным показателям духовного благополучия и, прежде всего по тем, которые характеризуют нравственный уровень общества. К сожалению, мы поздно осознали масштабы тех угроз, которые несут с собой деструктивные перемены в общественной психологии – в ее ценностях, установках, нормах, настроениях. Очевидно, это объясняется тем, что перемены в человеческих душах обнаруживаются не сразу, а лишь тогда, когда они облекаются во внешние, «кричащие» формы. Поэтому забота о формировании и сохранении у детей здоровых ценностей – главное в воспитании.

Бабанский Ю.К. отмечает, что ценности (все то, что привлекает, вызывает интерес, оценивается как добро) вырастают из потребностей человека. Но в воспитании мы имеем дело с целой системой потребностей. У человека есть одна универсальная потребность, которая наиболее ярко выражает интересы целого, и в наибольшей степени помогает личности расти и развиваться. Это – потребность в оптимизации. На уровне личности она выступает как стремление к более ценному и радостному, получению оптимальных результатов в процессе взаимодействия со средой. Это, коренная центральная черта человека, пронизывающая все его деяния. Потребность в оптимизации ведет к динамизации жизни, к непрерывному ее улучшению (больше нравится человеку).

Какие ценности больше радуют человека? Это ценности, которые, по мнению Ю.К. Бабанского:

дефицитны;

динамичны;

удовлетворяют наиболее значимые потребности.

К ним относятся духовные ценности:

любовь и уважение окружающих людей;

общение с ними.

Человек всегда испытывает дефицит доброты и тепла со стороны других. Потребность в любви и уважении окружающих – аффимеативная потребность (единение). Неудовлетворение этой потребности вызывает самые тяжелые последствия: чувство одиночества, подавленности, депрессии, разные соматические и нервно-психические болезни. Ребенок, которого не любят, часто болеет, отстает в физическом и умственном развитии, а главное – вырастает угрюмым, озлобленным, жестоким, становится человеконенавистником. У него не развивается совесть.

Удовлетворение аффимеативной потребности является главным источником радости у растущей личности и стимулом ее нравственного развития. Любя ребенка, педагог не только радует его, но и пробуждает у него доверие и доброе отношение к другим. Уважая и возвышая его личность, мы развиваем у него чувство гордости, собственного достоинства и способность стыдиться дурного. Стыд – это переживания утраты уважения окружающих, а в более зрелой форме – утрата самоуважения, своего достоинства в собственных глазах. Иными словами, нравственные качества ребенка развиваются в процессе удовлетворения его аффимеативной потребности. И любовь к людям, и совесть – это психические образования, являющиеся духовными «продуктами» гуманного стиля отношений к личности в процессе ее социального становления.

Говоря о нравственном развитии личности, как отмечает Егоров С.Ф., человек фиксирует внимание лишь на одной стороне воспитания личности, а личность – едино. Если заботиться только о нравственных ценностях ребенка, невозможно добиться успехов его воспитании. Надо развивать всю личность. Исходя из целостного подхода, можно выделить два главных направления развития ребенка: общее и нравственное. Вычленив второе направление, мы подчеркиваем особую роль нравственности в человеке. Если бы у людей не было нравственного сознания, они бы уподобились диким зверям – стали бы жить по законам джунглей, подчиняясь эгоизму, подавляя и уничтожая друг друга. Не случайно религиозная философия делит человека на две части – дух и тело. Дух, т.е. нравственность. Да, нравственность - это сверхценность, нечто святое. Есть еще одно направление воспитания. Это формирование созидательных потенциалов человека, таких его внутренних сил, которые позволяют ему самостоятельно творить радостную жизнь. Для этого необходимо, как считает Гребенюк О.С., воспитать в нем:

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Модель специалиста, как основа создания учебного плана
Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания. Сод ...

Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...

Характеристика автоматизированных информационных систем в управлении ВУЗом
Разработка информационных систем управления развивается по двум основным направлениям: использование локальных и интегрированных систем. Первые ориентированы на определенный круг специфических задач, решаемых, как правило, в рамках одного или нескольких подразделений организации. Это, например, сис ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru