Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы в общем разобраться в понятиях «человек», «личность» и «индивидуальность». С одной стороны, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Глубоко ошибочно искать первопричину деятельности человека в его внутренних потенциях. С другой стороны, столь же недопустима абсолютизация «внешних влияний», которые якобы механически обусловливают индивидуальную деятельность человека. Что же следует различать в этих понятиях, что может стать предметом научных споров? По-видимому, это уровень конкретизации каждого из понятий, степень отраженной в нем роли социальной активности человека, большей или меньшей роли врожденного в его «сплаве» с приобретенным и т. д.

Понятия «человек», «личность» и «индивидуальность» получили большое количество определений.

Не ставя перед собой задачи устанавливать различия между данными понятиями, выскажем по этому поводу лишь некоторые общие соображения. При исследовании понятий «человек», «личность» и «индивидуальность» (как, впрочем, любого понятия) необходим всесторонний, конкретный подход. По всей видимости, в понятии «человек» на первый план выступает общее - его социально-деятельностная сущность и биосоциальная структура ; на второй план - особенное и на третий - единичное. В понятии «личность» на первом плане - особенное («социально-типичное») ; на втором - общее, на третьем - единичное. В понятии «индивидуальность» на первый план выступает единичное - «индивидуально-своеобразное», на второй - особенное и на третий - общее.

Уже такое условное сопоставление позволяет предположить, что наиболее близким к непосредственной практике обучения и воспитания является понятие «индивидуальность».

Для осуществления индивидуального подхода необходимо знание социально-типичного и индивидуально-своеобразного в личности ученика. Как указывает В. С. Мерлин, все своеобразное в личности, возникая на почве свойств темперамента и качественных особенностей психических процессов, «формируется в зависимости от социально-типичных отношений личности. Поэтому антагонизм индивидуального и социально-типичного существует лишь тогда, когда в одной и той же личности существуют противоречащие друг другу социально-типичные отношения».

Индивидуально-своеобразное и социально-типичное не являются разными группами свойств личности, а представляют собой различные стороны одних и тех же свойств. Однако, разумеется, социально-типичное и индивидуально-своеобразное не тождественны в структуре личности. Так, при одном и том же отношении к людям, к коллективу, к труду и самому себе возможны самые различные свойства темперамента и самые различные качества ощущения, восприятия, памяти и мышления. Индивидуальные свойства могут проявляться вопреки противодействующим им отношениям личности: эмоциональная неуравновешенность и несдержанность на уроке могут проявляться, например, у весьма дисциплинированного ученика.

Еще о педагогике:

Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...

Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru