Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы в общем разобраться в понятиях «человек», «личность» и «индивидуальность». С одной стороны, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Глубоко ошибочно искать первопричину деятельности человека в его внутренних потенциях. С другой стороны, столь же недопустима абсолютизация «внешних влияний», которые якобы механически обусловливают индивидуальную деятельность человека. Что же следует различать в этих понятиях, что может стать предметом научных споров? По-видимому, это уровень конкретизации каждого из понятий, степень отраженной в нем роли социальной активности человека, большей или меньшей роли врожденного в его «сплаве» с приобретенным и т. д.

Понятия «человек», «личность» и «индивидуальность» получили большое количество определений.

Не ставя перед собой задачи устанавливать различия между данными понятиями, выскажем по этому поводу лишь некоторые общие соображения. При исследовании понятий «человек», «личность» и «индивидуальность» (как, впрочем, любого понятия) необходим всесторонний, конкретный подход. По всей видимости, в понятии «человек» на первый план выступает общее - его социально-деятельностная сущность и биосоциальная структура ; на второй план - особенное и на третий - единичное. В понятии «личность» на первом плане - особенное («социально-типичное») ; на втором - общее, на третьем - единичное. В понятии «индивидуальность» на первый план выступает единичное - «индивидуально-своеобразное», на второй - особенное и на третий - общее.

Уже такое условное сопоставление позволяет предположить, что наиболее близким к непосредственной практике обучения и воспитания является понятие «индивидуальность».

Для осуществления индивидуального подхода необходимо знание социально-типичного и индивидуально-своеобразного в личности ученика. Как указывает В. С. Мерлин, все своеобразное в личности, возникая на почве свойств темперамента и качественных особенностей психических процессов, «формируется в зависимости от социально-типичных отношений личности. Поэтому антагонизм индивидуального и социально-типичного существует лишь тогда, когда в одной и той же личности существуют противоречащие друг другу социально-типичные отношения».

Индивидуально-своеобразное и социально-типичное не являются разными группами свойств личности, а представляют собой различные стороны одних и тех же свойств. Однако, разумеется, социально-типичное и индивидуально-своеобразное не тождественны в структуре личности. Так, при одном и том же отношении к людям, к коллективу, к труду и самому себе возможны самые различные свойства темперамента и самые различные качества ощущения, восприятия, памяти и мышления. Индивидуальные свойства могут проявляться вопреки противодействующим им отношениям личности: эмоциональная неуравновешенность и несдержанность на уроке могут проявляться, например, у весьма дисциплинированного ученика.

Еще о педагогике:

Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...

Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками
Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные инте ...

Изучение устройства сверлильного, токарного и фрезерного станков
Знакомство учащихся с машинной обработкой древесины и металлов на занятиях в мастерских ограничивается главным образом изучением сверлильного, токарного и фрезерного станков. На производстве же применяется много других станков. Поэтому учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru