Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Учет индивидуальных особенностей учащихся в образовании

Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы в общем разобраться в понятиях «человек», «личность» и «индивидуальность». С одной стороны, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Глубоко ошибочно искать первопричину деятельности человека в его внутренних потенциях. С другой стороны, столь же недопустима абсолютизация «внешних влияний», которые якобы механически обусловливают индивидуальную деятельность человека. Что же следует различать в этих понятиях, что может стать предметом научных споров? По-видимому, это уровень конкретизации каждого из понятий, степень отраженной в нем роли социальной активности человека, большей или меньшей роли врожденного в его «сплаве» с приобретенным и т. д.

Понятия «человек», «личность» и «индивидуальность» получили большое количество определений.

Не ставя перед собой задачи устанавливать различия между данными понятиями, выскажем по этому поводу лишь некоторые общие соображения. При исследовании понятий «человек», «личность» и «индивидуальность» (как, впрочем, любого понятия) необходим всесторонний, конкретный подход. По всей видимости, в понятии «человек» на первый план выступает общее - его социально-деятельностная сущность и биосоциальная структура ; на второй план - особенное и на третий - единичное. В понятии «личность» на первом плане - особенное («социально-типичное») ; на втором - общее, на третьем - единичное. В понятии «индивидуальность» на первый план выступает единичное - «индивидуально-своеобразное», на второй - особенное и на третий - общее.

Уже такое условное сопоставление позволяет предположить, что наиболее близким к непосредственной практике обучения и воспитания является понятие «индивидуальность».

Для осуществления индивидуального подхода необходимо знание социально-типичного и индивидуально-своеобразного в личности ученика. Как указывает В. С. Мерлин, все своеобразное в личности, возникая на почве свойств темперамента и качественных особенностей психических процессов, «формируется в зависимости от социально-типичных отношений личности. Поэтому антагонизм индивидуального и социально-типичного существует лишь тогда, когда в одной и той же личности существуют противоречащие друг другу социально-типичные отношения».

Индивидуально-своеобразное и социально-типичное не являются разными группами свойств личности, а представляют собой различные стороны одних и тех же свойств. Однако, разумеется, социально-типичное и индивидуально-своеобразное не тождественны в структуре личности. Так, при одном и том же отношении к людям, к коллективу, к труду и самому себе возможны самые различные свойства темперамента и самые различные качества ощущения, восприятия, памяти и мышления. Индивидуальные свойства могут проявляться вопреки противодействующим им отношениям личности: эмоциональная неуравновешенность и несдержанность на уроке могут проявляться, например, у весьма дисциплинированного ученика.

Еще о педагогике:

Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях
В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать ...

Исследование уровня развития лексикона детей среднего дошкольного возраста
Изучение особенностей развития лексикона детей средней группы проводилось в «Ясли–сад №10 д. Хотыничы», с января 2013 по май 2013 г. В исследовании участвовало 19 детей, пятилетнего возраста. В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их к ...

Содержание, формы и методы обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильном станке
В первой главе курсовой работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках, проанализировано содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология», что позволило нам спроектировать оптимальную модель процесса обучения ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru