Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Статьи о педагогике » Советская школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг » Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Страница 2

Особое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

В ноябре 1941 года Наркомпрос РСФСР издал приказ "Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ". В соответствии с программой старшеклассники обучались по 110-часовой программе. Кроме того, ученикам 9-10 классов на физическую подготовку отводилось дополнительно 15 (в 9 классе) и 35 (в 10 классе) часов.

Особое внимание в данной программе уделялось физической подготовке учащихся. Упражнения носили преимущественно военно-прикладной характер: ходьба на значительные расстояния, походы, марши, бег на выносливость, прыжки, строевая, лыжная подготовка, военно-физкультурные игры.

Программа содержала и теоретическую часть. Во всех школах вводились оборонные дни (1-2 дня в неделю), в рамках которых проводилась политико-массовая работа, связанная с изучением темы "Красная Армия и Военно-морской флот в Отечественной войне с фашизмом", а также кружковая военно-оборонная работа.

С 1942-1943 учебного года во всех школах страны был введен и специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. На изучение данной дисциплины отводилось 850 часов. Обучение по этой программе было направлено на подготовку дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составе отделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток. В соответствии с программой в 7-10-х классах по военному делу вводились переводные и выпускные испытания для юношей и девушек раздельно. Кроме того, учащиеся знакомились с уставами и организационной структурой Советской Армии, с отдельными родами войск, с боевой техникой и тактикой современной войны. Для преподавания этого предмета назначались военные руководители из числа среднего и младшего командного состава запаса, получившие подготовку для занятий со школьниками, а также из числа учителей, прошедших военное обучение для проведения занятий с учащимися.

Огромное значение в школе военного времени отводилось трудовому обучению школьников. В первые же дни войны местные партийные, комсомольские и советские органы, отделы народного образования, руководители школ организуют школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию. В июле 1941 года СНК СССР принял постановление, которое разрешало совнаркомам союзных республик, автономных республик, областным и краевым исполкомам привлекать в военное время учащихся 7-10-х классов к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий. Определялась продолжительность рабочего дня школьников в 6-8 часов в зависимости от возраста и характера работы. Бригады учащихся было предложено формировать из мальчиков и девочек раздельно во главе с учителями школ.

В ноябре 1941 года приказом Наркомзема СССР и Наркомпроса РСФСР на основе постановления было введено обучение школьников сельскохозяйственным работам. Для этого в расписание включалось 2 чaca занятий в неделю сверх учебного плана и предусматривалась непрерывная двухнедельная производственная практика в МТС, колхозах и совхозах после окончания учебного года. Обучению подлежали все учащиеся 7-10-х классов школ городов областного подчинения и учащиеся 6-10-х классов сельской местности. Ставилась задача так организовать дело, чтобы к весне 1942 года учащиеся 6-8-х классов приобрели основные сведения по агротехнике и практическую подготовку для работы на простых сельскохозяйственных машинах, а учащиеся 9-10-х классов смогли бы работать на сложных сельскохозяйственных машинах и управлять трактором или комбайном. По окончании курса обучения и производственной практики должны были проводиться выпускные испытания для определения квалификации учащихся.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Педагогическое наследие
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. коменский педагогическое наследие педагог Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика" ...

Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных те ...

Виды учебных проектов
1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - нап ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru