Проблема возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка в педагогическом процессе

Статьи о педагогике » Изучение личности ребенка в педагогическом процессе » Проблема возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка в педагогическом процессе

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естественно поэтому, что каждому возрасту присущи также свои возможности и ограничения в развитии. Так, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более зрелые годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей детей в процессе воспитания поставлен в педагогике давно и выдвигался, в частности, Я. А. Коменским, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. В. Дистервегом, Л. Н. Толстым и другими деятелями педагогической науки. Больше того, многие из них разрабатывали педагогическую теорию исходя из идеи природосообразности воспитания, т. е. учета природных особенностей развития ребенка, хотя эта идея и интерпретировалась по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал ту мысль, чтобы в процессе воспитания учитывались те закономерности развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденное человеку стремление к знанию, к труду, способность к многостороннему развитию и т. д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание должно основываться на выявлении и развитии лучших природных черт и качеств детей. Однако все они сходились в одном, что нужно хорошо изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

В советской педагогике исключительно большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей растущей личности. Н. К. Крупская указывала, что если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо поставить воспитание.

Какие же возрастные этапы выделяются в развитии человека от рождения до наступления зрелости, накладывающие свой отпечаток на воспитание и формирование личностных качеств? Одну из первых возрастных периодизаций сделал Аристотель. Придерживаясь метафизических взглядов на развитие человека, он выделял в его формировании три этапа, каждый из которых занимал 7 лет и каждому из которых якобы соответствовало особое состояние души: растительное, животное и разумное. Вполне понятно, что эта периодизация не имела научного характера. В основу своей периодизации возрастного развития человека Я. А. Коменский положил различные этапы воспитания, каждый из которых охватывал шесть лет. Первые шесть лет он отводил «материнской школе», когда ребенок воспитывался под руководством матери. Вторые шесть лет соответствовали воспитанию и обучению в начальной школе, третьи — обучению в гимназии и последние шесть лет — завершение обучения в академии и путешествия.

Классификация Ж.-Ж. Руссо базировалась на идее определяющей роли биологического фактора в развитии человека. Так, к первому периоду он относил детей от рождения до 2 лет и считал, что главным в работе с ними является физическое воспитание. Второй период, по мнению Руссо, охватывает возраст от 2 до 12 лет, для которого якобы характерен «сон разума» и главным для которого является развитие «внешних чувств», подготовка ребенка к обучению. Третий период — от 12 до 15 лет — Руссо отводил умственному и трудовому воспитанию. Четвертый период — от 15 до 18 лет — это период сильных чувственных переживаний («бурь и страстей»), важнейшим для которого является нравственное воспитание. Недостатком периодизации

Руссо было не только преувеличение биологического фактора в развитии личности, но и попытка приписать каждому возрастному этапу ее развития какой-то один вид воспитания, что, безусловно, является неверным. В советской психологии и педагогике возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. В последние годы в возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (2—3 года), преддошкольный возраст (3—5 лет), дошкольный возраст (5— 6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), подростковый возраст (11—15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15—18 лет). [1, 6] Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом созревании, во-вторых, на совершенствовании их психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на формировании их поведения.

Еще о педагогике:

Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...

Формирование и развитие - категории педагогики
Педагогика широко использует международные понятия “формирование" и “развитие”. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание - оди ...

Понятие дидактической игры и педагогическая сущность
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способам ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru