Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Статьи о педагогике » Советская школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг » Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Страница 1

Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах.

Значительно были пересмотрены учебные планы и программы всех типов общеобразовательной школы. Наркомпрос РСФСР составил особую сетку недельных часов, фактически это был временный учебный план. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма - в 9 классе. Вместе с тем увеличилось число недельных учебных часов на русский язык, литературу и математику. В практических рекомендациях Наркомпроса РСФСР в начальной школе основной упор делался на преподавание русского языка и арифметики. Преподавание истории, географии, естествознания как самостоятельных предметов перенесли в 4 класс. В качестве основного метода восстанавливалось объяснительное чтение с включением в него первоначальных сведений по истории, географии, естествознанию. Все эти положения закрепили в программах начальной школы. Для семилетней и средней школы проект нового учебного плана остался незавершенным. Ни один из его вариантов не приняли, и школа фактически работала по старому, несколько измененному, учебному плану.

В 1942 году Наркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план неполных средних и средних школ на 1942-1943 учебный год. Изменения в программах были незначительными, их отличала определенная патриотическая направленность. Исправленные программы курсов предметов гуманитарного цикла средней школы: истории, русского языка и литературы, географии и других - ориентировали на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию и русский народ. Так, в программу по литературному чтению 5-7 классов вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами: в 5 классе - былина "Илья и Калин-царь", в 6 классе - былина "Застава богатырская" и "М.И. Кутузов" - отрывок из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", в 7 классе - "Оборона Царицына" - отрывок из повести Л.Н. Толстого "Хлеб". Из программы по литературе 8 класса исключался ряд произведений, другие предлагалось изучить в обзорном плане в связи с анализом творческого пути тех или иных писателей и поэтов. В программе по биологии указывалось, что изучение ботаники должно содействовать привитию у учащихся сельскохозяйственных знаний и навыков.

Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны. При изучении физики учащихся знакомили с работой двигателей в танках, самолетах, автомобилях, с применением электричества в военном деле. Основное внимание в программе по химии уделялось развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. В учебный план по географии входили темы как: "Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле", "Топографическая карта и ее чтение", "Глазомерная съемка во дворе и на поле".

На уроках русского языка увеличился удельный вес самостоятельных работ. Изложения и сочинения выполнялись учащимися всех классов. Сочинения писались как на литературные, так и на общественно-политические темы, например: "Кем я хочу быть", "Чем я помог фронту" и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, отражающий подвиги бойцов, комсомольцев и пионеров, который подбирался с учетом возрастных особенностей учащихся.

Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный в программу средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. Учащиеся рассматривали стратегию побед Александра Невского и Дмитрия Донского, битвы А.В. Суворова и М.И. Кутузова, изучали историю международных отношений с Золотой Ордой, со странами Скандинавии и Западной Европы.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников
Семья - это социальный институт (по характеру общественного воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, чт ...

Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделить на следующие группы: обработки информации; хранения информации; ввода информации; вывода информации; передачи информации. Процессор - устройство, пре ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru