Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Статьи о педагогике » Советская школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг » Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны

Страница 1

Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах.

Значительно были пересмотрены учебные планы и программы всех типов общеобразовательной школы. Наркомпрос РСФСР составил особую сетку недельных часов, фактически это был временный учебный план. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма - в 9 классе. Вместе с тем увеличилось число недельных учебных часов на русский язык, литературу и математику. В практических рекомендациях Наркомпроса РСФСР в начальной школе основной упор делался на преподавание русского языка и арифметики. Преподавание истории, географии, естествознания как самостоятельных предметов перенесли в 4 класс. В качестве основного метода восстанавливалось объяснительное чтение с включением в него первоначальных сведений по истории, географии, естествознанию. Все эти положения закрепили в программах начальной школы. Для семилетней и средней школы проект нового учебного плана остался незавершенным. Ни один из его вариантов не приняли, и школа фактически работала по старому, несколько измененному, учебному плану.

В 1942 году Наркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план неполных средних и средних школ на 1942-1943 учебный год. Изменения в программах были незначительными, их отличала определенная патриотическая направленность. Исправленные программы курсов предметов гуманитарного цикла средней школы: истории, русского языка и литературы, географии и других - ориентировали на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию и русский народ. Так, в программу по литературному чтению 5-7 классов вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами: в 5 классе - былина "Илья и Калин-царь", в 6 классе - былина "Застава богатырская" и "М.И. Кутузов" - отрывок из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", в 7 классе - "Оборона Царицына" - отрывок из повести Л.Н. Толстого "Хлеб". Из программы по литературе 8 класса исключался ряд произведений, другие предлагалось изучить в обзорном плане в связи с анализом творческого пути тех или иных писателей и поэтов. В программе по биологии указывалось, что изучение ботаники должно содействовать привитию у учащихся сельскохозяйственных знаний и навыков.

Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны. При изучении физики учащихся знакомили с работой двигателей в танках, самолетах, автомобилях, с применением электричества в военном деле. Основное внимание в программе по химии уделялось развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. В учебный план по географии входили темы как: "Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле", "Топографическая карта и ее чтение", "Глазомерная съемка во дворе и на поле".

На уроках русского языка увеличился удельный вес самостоятельных работ. Изложения и сочинения выполнялись учащимися всех классов. Сочинения писались как на литературные, так и на общественно-политические темы, например: "Кем я хочу быть", "Чем я помог фронту" и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, отражающий подвиги бойцов, комсомольцев и пионеров, который подбирался с учетом возрастных особенностей учащихся.

Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный в программу средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. Учащиеся рассматривали стратегию побед Александра Невского и Дмитрия Донского, битвы А.В. Суворова и М.И. Кутузова, изучали историю международных отношений с Золотой Ордой, со странами Скандинавии и Западной Европы.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

История русской риторики
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если ...

Развитие речи и мышления детей раннего возраста
В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды ...

Установление контакта с семьей
В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повл ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru