Педагогическое обеспечение развития познавательного интереса у дошкольников – совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка

Статьи о педагогике » Педагогическое обеспечение развития познавательного интереса у дошкольников – совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка

Страница 1

Существующая практика дошкольного образования характеризуется нерешённостью целого ряда проблем, связанных, в том числе и с организацией обучения воспитанников. Особую актуальность проблема обучения приобретает в связи с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010), где педагогам ДОУ предлагается новая модель образовательного процесса, представленная следующими компонентами:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы.

Данная модель образовательного процесса должна сменить привычную для нас трехблочную модель, состоящую из регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности.

Необходимо отметить, что данный документ определяет, в том числе, и основную форму образовательной работы с детьми. В документе указывается, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Таким образом, занятия в их традиционном понимании исключены из образовательного процесса ДОУ, следовательно, возникает проблема оптимизации процесса обучения.

По итогам освоения основной общеобразовательной программы ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает следующие интегративные качества:

- любознательность, активность;

- интерес к новому, неизвестному;

- способность действовать самостоятельно;

- заинтересованность в образовательном процессе и др.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.

Понятие "совместная деятельность" раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В частности, Е.В. Шорохова рассматривает совместную деятельность как взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. Е.А.Родионова рассматривает совместную деятельность как субъект – субъектное взаимодействие. Проблему сотрудничества взрослого и ребенка также рассматривали такие исследователи, как В.В.Панферов, Г.М.Андреева, Н.Н.Обозов.

По итогам изучения психолого-педагогической литературы можно утверждать, что в процессе возникающего взаимодействия происходит информационный и деятельностный обмен, взаимовлияние друг на друга, что приводит к определенным изменениям в каждом из участников.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным для нас является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого (В.В.Горшкова, Н.Ф.Родионова). Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганды и включало в себя: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). Дети были ...

Понятие школьной дезадаптации
Проблемы превенции и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru