Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания

Страница 2

Крупская Н.К. считала, что при организации учебной работы учитель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемирно приучая детей к работе с книгой и другим видам самостоятельной работы.

А.Н. Бекетов установил ценное предположение о том, что к самостоятельности учащихся необходимо приучать планомерно и поставил самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами.

Впоследствии вопросу введения самостоятельных работ в процесс обучения младших школьников стали уделять внимание Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовский. В 1911г. Б.Е. Райков выдвинул идею применения опытно - исследовательского метода в преподавании естественных наук. Характерной чертой этого метода являлась самостоятельная работа учащихся .

С 1931 года до настоящего времени упоминания о включении самостоятельных работ в программу школьного обучения было в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В нем было дано указание о том, что «надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.)».

В начале XX века главное внимание обращается на методы, и разрабатываются две формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная и практическая. Последние приобретают характер самостоятельных работ, проводимых учащимися по заданиям-инструкциям. На основе этих занятий возник новый «моторный» (двигательный) метод, который определяется методистом-преподавателем Лесного коммерческого училища Б. Е, Райковым (1911) как «опытно-исследовательский» («открывающий») метод.

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом перестроила все народное образование. Многочисленные сословные школы царского времени сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков и девочек. Главной задачей советской школы стало воспитание материалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. А поэтому применяемые формы и методы позволяли развивать у школьников самостоятельность.

В современный период проблема самостоятельной работы стала рассматриваться методистами Клепининой З.А., Скаткиным М.Н., Мельчаковым Л.Ф Завитаевым П. А

На современном этапе преподавания окружающего мира в связи с сокращением срока начального обучения были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по естествознанию. В основу этих программ и легло теоретическое положение о том, что усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя .

В настоящее время методист Е.М.Пакулова считает, что понятие «самостоятельные» работы предполагает практическую, самостоятельную деятельность школьников по приобретению и усвоению знаний. Чем чаще дети получают задания для самостоятельного выполнения и осмысления, тем больше возможностей у учителя выработать у них привычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого- педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста
На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и ...

Ознакомление детей с трудом взрослых
Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни ...

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru