Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания

Страница 3

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний;

Е.А. Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самодеятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

актуализация знаний учащихся;

изучение новых знаний;

закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

проверка знаний и умений учащихся

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

путем усложнения содержания задания:

путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, В.К. Буряк предлагает учителю предварительно самому выполнить задание для самостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 — именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.

С целью осуществления контроля и оказания помощи учащимся Р.И.Шикона и И.Г.Калинина предлагают учителю заготовить карточки с образцами выполнения заданий, предлагаемых ученику, или записать образец решения на доске. После выполнения задания ученик сможет проверить его самостоятельно по образцу.

Педагогически целесообразно варьировать способы постановки задач и инструктаж самостоятельной работы учащихся. В частности, возможна такая постановка заданий, когда способ их выполнения учитель не дает в форме готовой инструкции. Это, несомненно, способствует самостоятельному творческому поиску учащимися методов работы. Однако такой прием, возможно, применить при условии уже сложившихся навыков самостоятельной работы.

На выполнение самостоятельных работ отводится 5-10 минут. Однако в зависимости от конкретных условий объем самостоятельной работы, и время выполнения могут корректироваться. Ученик имеет право многократно работать над своими ошибкам до тех пор, пока не научится. При пересдаче ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметки за задания самостоятельных работ рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок.

А поэтому высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовиться к выполнению проверочных работ.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Карцева И.Д. и Шубкина Л.С. считают, что самостоятельную работу нельзя считать методом обучения, так как самостоятельность должна проявляться и при слушании рассказа, и при демонстрации наглядности, и при выполнении практической работы. Существенными признаками самостоятельной работы учащихся является работа по заданию учителя, специально отведенное время для самостоятельной работы, выполнение заданий всеми учащимися с обязательной фиксацией их результатов.

Таким образом, можно сказать, что применение самостоятельной работы на уроках «Окружающего мира» способствует развитию самостоятельности младшего школьника. Самостоятельная работа помогает ребенку научиться ставить перед собой определенные цели и находить пути их достижения, а также повышать уровень знаний по предмету, работать над заданиями без помощи учителя. Для того чтобы правильно использовать самостоятельную работу в обучении необходимо учитывать психолого- педагогическую характеристику младшего школьника, которую и рассмотрим в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе ...

Особенности развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: « Кто такой лидер?» и «Что такое лидерство?». То есть дать определение этим словам. Лидер (в группе) – член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признают ...

Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с ок ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru