Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе

Страница 1

Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Для того, чтобы научить младших школьников ставить перед собой определенные цели и добиваться их собственными силами, необходимо рассмотреть развитие самостоятельности в данном возрасте.

Существуют разные точки зрения на проблему формирования самостоятельности учащихся.

Татьяна Гуськова («Можно ли воспитать ребенка самостоятельным?») под самостоятельностью понимает важнейшее качество личности. Она считает, что успешность его формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. В науке до сих пор идут споры о том, в каком возрасте и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение ребенка можно считать самостоятельным. Некоторые ученые полагают, что истинная самостоятельность свойственна только взрослому человеку, зрелой личности. Другие рассматривают самостоятельность как развитое свойство личности, проявляющееся уже у подростков; третьи выявляют ярко выраженную самостоятельность уже у шестилеток. Однако и это не предел. Итак, несмотря на противоречивость в определении сроков ученые единодушны в одном: самостоятельность – важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Д.Г. Ямалтдинова («Организация самостоятельной деятельности учащихся») под самостоятельной деятельностью понимает такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: наличие задания учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность, умственное напряжение учащихся.

И.Д. Зверев в статье «Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе» под самостоятельностью учащихся понимает такую их деятельность, в процессе которой проявляются активность и творчество, инициатива, умение сознательно воспринимать учебный материал, стремление самому добывать новые знания. Он считал, что самостоятельность учащихся особенно ярко проявляется при исследовательском, проблемном подходе к изучению нового материала, а также при использовании знаний, применении их в новых условиях, в настойчивом желании овладеть учебно-трудовыми умениями и навыками, совершенствовать их, правильно организовать и спланировать свою работу. Самостоятельность обеспечивает стойкость, жизненность и сознательность приобретаемых знаний.

Самостоятельность тесно связана с развитием познавательных интересов учащихся. Интерес пробуждает самостоятельность, а последняя характеризует развитие интереса. Подлинный интерес проявляется в устойчивом, терпеливом и творческом выполнении длительных самостоятельных работ. Многолетняя практика самостоятельных работ в связи с изучением окружающего мира развивает не только интерес, но и склонности и способности в дисциплине «Окружающий мир».

И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина под самостоятельностью подразумевают такую деятельность учащихся, при которой проявляется желание ученика к добыванию новых знаний, к сознательному применению их в различных ситуациях. Методические условия формирования самостоятельности учащихся сводятся к последовательному усложнению содержания учебного материала из класса в класс, развитию познавательных интересов, применению разнообразных видов деятельности учащихся, привитию умений и навыков, осуществлению индивидуального подхода и учету степени самостоятельности учащихся при использовании разных методов обучения.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Для этого необходимо ввести в школьное обучение самостоятельную работу учащихся.

Итак, как видно из работ развитие самостоятельности проходит несколько этапов. Чтобы изучить проблему нашего исследования нам необходимо более подробно остановиться на этапе формирования самостоятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Так как развитие самостоятельности в сфере предметно-практической деятельности завершает ранний возраст, то становление самостоятельности и предметной деятельности - своевременное и полноценное, оно обеспечивает успешное психическое развитие дошкольника. Деятельность, которая типична для дошкольного возраста, т. е. игра, рисование, конструирование и т. д., не возникнет и не сформируется в полном объеме, если ребенок не имеет опыту самостоятельного действования в полном объеме - от замысла через исполнение к оценке своего труда и самого себя. Этот опыт складывается преимущественно от двух до трех с половиной лет.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...

Возрастные особенности учащихся
Не стоит также забывать, что воспитание – это формирование жизнеутверждающих потенций у личности. Он будет успешным лишь тогда, когда мы опираемся на главную движущую силу ребенка – на его потребность в радости жизни. Если главным смыслом жизни является добывание и приумножение радости, то ведущим ...

Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru