Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе

Страница 2

В период дошкольного детства самостоятельность продолжает развиваться, но уже на другой основе. Задавая взрослому, вопросы о явлениях природы и жизни людей, ребенок познает мир в его многообразии. В этом «теоретическом сотрудничестве» малыш вновь оказывается зависимым от окружающих, от их знаний. Постепенное овладение логикой взаимосвязи явлений подводит его к построению элементарного практического мировоззрения, формирует доступные самостоятельные рассуждения, умозаключения, обобщения фактов. Иными словами, обусловливает готовность к школьному обучению.

Таким образом, самостоятельность, развития в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребенка.

В период школьного обучения дошкольник переходит на следующий этап развития самостоятельности. Талызина Н.Ф. отмечает, что самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возраста. Прежде всего, ребенку необходимо поручать больше дел, чтобы он мог их выполнять самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, чтобы любая его попытка к независимым действиям стимулировалась как тенденция, безотносительно к успеху или неудаче. Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации; этой задачи создают групповые формы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах школы.

Галина Гаврилычева («Воспитание самостоятельности») обращает внимание на то, что дети младшего школьного возраста привыкают слушать, подчиняться, следовать указаниям и инструкциям, усваивают то, что учитель, взрослые лучше знают, что и как надо.

Она приходит к выводу, что проявления самостоятельности в основном затрагивают приготовление уроков, самообслуживание, отдельные домашние поручения, т.е. имеют выраженный «бытовой» характер и касаются самого ребенка. При этом, готовя домашнее задание, большинство ребят в случаях затруднений охотно, без колебаний прибегают к помощи учителя, родителей, они точно следуют установке взрослого, не выходя за се границы, не проявляя своего творчества, самостоятельности.

Таким образом, рассмотрев формирование самостоятельности к младшему школьному возрасту можно сказать, что учащимся данного возраста для развития самостоятельности необходимо предлагать варианты самостоятельной деятельности, поскольку именно она и будет одним из вариантов повышения уровня самостоятельности. А так как проблема развития самостоятельности очень многоаспектна и одним из аспектов её реализации будет являться самостоятельная работа учащихся, то нам необходимо рассмотреть в следующем параграфе состояние проблемы самостоятельной работы в методике преподавания естествознания.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Модели учебных планов
При формировании рабочих планов могут использоваться различные режимы проектирования: автоматический и автоматизированный (диалоговый). При этом необходимо предварительно построить математическую модель (ММ), которая бы достаточно адекватно описывала процесс формирования рабочего учебного плана. По ...

Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала опре ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru