– формирование опыта практической профессиональной деятельности учителя, основанного на исследовательском подходе.
Творческая индивидуальность учителя – это системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности. Кроме того, творческая индивидуальность педагога проявятся в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога, развитие его творческого потенциала.
Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности. Термин «творческий потенциал» нередко отождествляется с понятиями «творческая личность», «креативность личности», «одарённость». В то же время многие исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность.
Содержание понятия «творческий потенциал» в некоторых работах представлено следующим образом:
совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;
интегрирующее качество, характеризующее меру возможностей личностей, осуществляющей деятлеьность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);
социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (А.В. Колесникова);
специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определённой социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);
характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);
развитое чувство нового, открытость всему новому: как система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека;
высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин); интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (А.М. Матюшкин).
Творческий потенциал личности учителя – это необходимая предпосылка деятельности творческого характера, ибо он способствует выведению личности на такой уровень деятельности, когда она реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на её требования, но и в порядке встреченного противоречивого, преобразующего ситуацию и саму жизнь.
Еще о педагогике:
Идеологический фундамент Российской школы
В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека. Реше ...
Психолого-педагогическая деятельность. Психолого-педагогический анализ
урока
Урок литературы, который я посетила, проводился для студентов факультета ««Преподавание в начальных классах». Преподаватель Лаптиева Л.Н. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением студентов. Тема урока: «Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?» (по ро ...
Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников
В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения. Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к акт ...