Творчество преподавателя высшей школы и его развитие

Статьи о педагогике » Творчество преподавателя высшей школы и его развитие

Страница 3

– формирование опыта практической профессиональной деятельности учителя, основанного на исследовательском подходе.

Творческая индивидуальность учителя – это системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности. Кроме того, творческая индивидуальность педагога проявятся в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога, развитие его творческого потенциала.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности. Термин «творческий потенциал» нередко отождествляется с понятиями «творческая личность», «креативность личности», «одарённость». В то же время многие исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность.

Содержание понятия «творческий потенциал» в некоторых работах представлено следующим образом:

совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;

интегрирующее качество, характеризующее меру возможностей личностей, осуществляющей деятлеьность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (А.В. Колесникова);

специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определённой социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);

характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);

развитое чувство нового, открытость всему новому: как система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека;

высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин); интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Творческий потенциал личности учителя – это необходимая предпосылка деятельности творческого характера, ибо он способствует выведению личности на такой уровень деятельности, когда она реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на её требования, но и в порядке встреченного противоречивого, преобразующего ситуацию и саму жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Особенности формирования личности в эпоху средств массовой информации и пропаганды
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической и политической реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей. Система народного образования является органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно с ...

Особенности мультимедийных методов обучения в процессе изучения школьного курса биологии
В практике сложились различные методы обучения биологии. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения. Названные признаки являются главными в опре ...

Принцип связи теории с практикой
Основой данного принципа является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения субъекта - первая и основная точка зрения познания. Практика - критерий истины, источник познавательной деятельности; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, г ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru