Творчество преподавателя высшей школы и его развитие

Статьи о педагогике » Творчество преподавателя высшей школы и его развитие

Страница 1

Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также между этими компонентами и внешней средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие каждый раз получается новым.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Под современным понятием «творческая личность» понимается такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Особое значение приобретают личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности. Личностный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему оказывает помощь личности воспитанника и развивает себя как личность. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое “Я – профессиональное” из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли.

Личностный смысл творческой деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность.

Все другие виды творческой деятельности уступают творчеству педагогическому по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности.

Преподаватель высшей школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения задач детерминируют алгоритм решения задач педагогических.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Положение о правилах внутреннего распорядка для студентов алматинской академии экономики и статистики
Права и обязанности студентов академии 1.1. Студенты академии имеют право: 1.1.1. Пользоваться лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками, информационно-коммуникационными отделами и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, соо ...

Физическое и трудовое воспитание
По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании учащихся? Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умс ...

Технология индивидуально – ориентированной системы обучения
Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого ин ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru